Апрельская голодовка трех педиатров из Ижевска, боровшихся за снижение производственной нагрузки и повышение заработной платы, получила поддержку врачей по всей России. Федеральный Минздрав устроил публичную порку региональным чиновникам и начал проводить регулярные мониторинги заработной платы. Однако градус недовольства снизить не удалось – в 2013 году акции протеста стали в отрасли явлением перманентным.
В начале апреля 11 педиатров, основавших в Ижевске первичную организацию Межрегионального профсоюза медицинских работников «Действие», объявили о том, что начинают работать с соблюдением всех нормативов и в установленные законодательством и графиком работы учреждения часы. Медики честно уведомили Минздрав о том, что в условиях кадрового дефицита работа врачей в строгом соответствии с должностными инструкциями и Трудовым кодексом приводит к тому, что примерно 30 пациентов в день на каждом участке не смогут получить обслуживание. В течение недели к забастовке присоединились врачи еще нескольких больниц, однако событием федерального масштаба ижевская акция стала 18 апреля, когда объявили голодовку три педиатра – Татьяна Мазаева, Ольга Барышникова и Наталья Рыболовлева.
На второй день «педиатрического» голодания в Ижевск наведались проверяющие из Москвы. Комиссия Минздрава России установила снижение уровня стимулирующих выплат по сравнению с 2012 годом и выдала предписание – в пятидневный срок устранить нарушения в учете и оплате труда медработников. А министр Вероника Скворцова в письме к президенту Удмуртии потребовала привлечь к дисциплинарной ответственности главу республиканского Минздрава Владимира Музлова и руководство ряда больниц. 20 апреля в более чем 20 городах прошли митинги «За достойную медицину», часть этих демонстраций была организована местными отделениями «Действия». Требовали везде одного и того же – снижения производственной нагрузки на медиков и повышения заработной платы. 21 апреля тройку голодающих врачей чуть ли не тайно вывезли в Москву, на съемку ток-шоу «Свобода и справедливость». Собравшиеся в студии Первого канала депутаты Госдумы, представители Минздрава, видные медики и прочие лидеры общественного мнения выразили свое восхищение героическим поступком врачей и пожурили региональных чиновников. В кадре появился и Леонид Рошаль: поблагодарил женщин за то, что «вскрыли нарыв», и после съемок выпил с ними томатного сока. Кампания дала положительные результаты: врачам начали выплачивать в полном объеме стимулирующие надбавки, которые ранее задерживались, Минздрав Удмуртии начал работу по пересмотру применявшихся к персоналу ЛПУ «штрафных» критериев, а отказ от принудительного ведения дополнительных участков перестал рассматриваться администрацией как преступление. «Теперь мы вышли на новые рубежи, связанные с нормированием рабочего времени и переработками», – говорил VM координатор ижевской кампании, оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал. По его словам, это трудная задача, поскольку вся система в здравоохранении строилась на этом – совместительства, «скрытые» переработки, сверхнагрузки и прочие нарушения нормативов ТК. Забастовки в Ижевске и других российских городах сподвигли руководство Минздрава на регулярные «отчеты» о ходе повышения уровня заработной платы медработников. В начале октября Вероника Скворцова сообщила, что Минздрав движется в зарплатном графике опережающими темпами и уже выполнил целевые показатели декабря 2013 года. Ведомство ежемесячно публикует результаты мониторинга зарплат в отрасли, согласно которым зарплатная динамика не нарушает «дорожные карты» и не спорит с майскими указами президента. Тем не менее во многих регионах протестные выступления медиков продолжались в течение всего года. По мнению активистов профсоюза медицинских работников «Действие», принятая на вооружение Минздравом методика подсчета средних заработных плат ведет к завышению цифр и дискриминации прав сотрудников, осуществляющих работу в большем объеме, при начислении выплат стимулирующего характера. К концу 2013 года профсоюз объединял уже 4500 человек в 25 регионах России и насчитывал 350 первичных ячеек.