18 Февраля 2025 Вторник

Владислава Торшина: «Это не та сфера, в которую можно ворваться»
Дмитрий Кряжев Фарминдустрия
16 января 2025, 15:25
Фото: личный архив Владиславы Торшиной
3239

Управляющий директор «Петровакса» – о поступательной стратегии компании на рынке орфанных и онкологических препаратов


«Петровакс» еще в 2022 году анонсировал выход в новые для себя емкие сегменты фармрынка. Первым проектом стала локализация препарата (включая биосинтез субстанции) для терапии редкой болезни Фабри, а следом компания заявила о маркетировании и последующем полном технологическом трансфере иммуноонкологического препарата камрелизумаб. Продвижением эксклюзивов «Петровакса» на внутреннем рынке, а также за рубежом занимается новая команда во главе с управляющим директором по бюджетным продажам Владиславой Торшиной. В интервью издателю Vademecum Дмитрию Кряжеву она рассказала, чем руководствовался производитель, встраиваясь в новые для себя ниши, и как в дальнейшем намерен развивать биотехнологический портфель.

– Практически вся твоя карьера была связана с фармдистрибуцией, чего только стоят 14 лет в группе «Медипал». Как тебе далась переквалификация в производители?

– Да, работе в дистрибуции я отдала немало лет. После университета начинала руководителем отдела закупок группы «Медипал». С учетом того, что я была в тот момент единственным сотрудником отдела, руководила сама собой. Из контрагентов у нас были Baxter и Teva, а потом по настоянию Алексея Евгеньевича Немцева [совладелец группы «Медипал». – Vademecum] перешла в продажи.

Вообще, для меня «Медипал», «Джи-Ди-Пи» и «Фармстандарт» оказались крутейшими учителями. Опыт получился многоплановым, богатым вызовами и пройденными виражами, так что рынок госзакупок лекарств я изучила под разными углами. Получила ориентацию в нозологиях и линиях терапии, понимание конкурентной среды, общение с ключевыми персоналиями индустрии, взаимодействие с разными по характеру и особенностям командами. И благодарна каждому на моем профессиональном пути.

Все это стало хорошей подготовкой к выходу в «Петровакс», который традиционно был скорее ориентирован на розницу и больше зарабатывал в этом сегменте (от 60% до 75% в разные годы). Но сейчас компания видит большие возможности в инновациях и импортозамещении. Вот и пригласили меня этот блок возглавить.

– В «Петровакс» ты вышла на позицию управляющего директора по бюджетным продажам. Насколько я понимаю, твоя ответственность распространяется на несколько зон.

– На вакцинальный, орфанный, онкологический проекты, а также экспортный бизнес по этим направлениям.

– А ритейловые продукты – Полиоксидоний, Лонгидаза и так далее?

– Полиоксидоний и Лонгидаза – в отдельном департаменте, а у меня вакцины и биотехнологические препараты. У ритейлового и госпитального портфелей совершенно разная специфика.

– Последние два-три года «Петровакс» несколько раз выходил в публичное поле, причем с большими анонсами. За это время профиль компании существенно изменился. В итоге какова стратегическая ставка?

– У «Петровакса» всегда было несколько векторов развития. Сегодня это разработка и производство вакцин, препаратов для профилактики и лечения инфекционных, онкологических и орфанных заболеваний. Наш вакцинальный проект включает препараты семейства Гриппол, производство пневмококковой вакцины Превенар от Pfizer. Среди оригинальных продуктов выделяются Полиоксидоний и Лонгидаза, а также бренд-дженерики, БАДы и косметические средства.

Но важно отметить, что последние два года стали знаковыми для развития именно орфанных и онкологических проектов. Теперь эти направления становятся для «Петровакса» стратегическими. Одна из наших уверенных побед – локализация Фабагала (агалсидаза бета), которую мы сделали совместно с Национальным исследовательским центром им. Н.Ф. Гамалеи. Нам удалось провести всего за два года полный трансфер технологии, включая трансфер клеточной линии. Это уникальный для России пример.

И теперь мы можем смело говорить, что нашей команде ученых, технологов можно доверять амбициозные задачи. Причем команда, которая занималась трансфером, – это молодые ребята в возрасте около 30 лет, с прекрасным образованием. Работать с ними отдельное удовольствие.

Кроме того, долгое сотрудничество с мировыми лидерами – Abbott, Boehringer Ingelheim и Pfizer – открыло нам новые перспективы. Этот опыт был особенно полезен при выстраивании партнерства с нашими азиатскими коллегами, которые занимают все более видные места среди крупнейших фармкомпаний мира. Проект по камрелизумабу (Арейма) стал важным шагом для нас в онкологическом сегменте [«Петровакс» приобрел лицензию на выпуск препарата Арейма для терапии рака пищевода и носоглотки, предусматривающую последующую полную локализацию производства в России, и экспортную лицензию. В ноябре 2024 года на Арейму получено российское регудостоверение. – Vademecum]. Несмотря на то что это наш первый онкопрепарат, партнеры высоко оценили подход команды «Петровакса», и в конце 2024 года мы подписали еще одно соглашение, подразумевающее вывод на российский рынок нескольких оригинальных молекул с правом локализации.

– Рынок очень быстро меняется. Вспомним так называемые патентные обвалы по-русски 10- и 15-летней давности, когда оригинальные продукты дешевели вмиг на фоне выхода дженериков и биоаналогов. Нет опасений, что вскоре появятся желающие пройти по вашему маршруту в те же емкие ниши?

– Да, я хорошо помню, как в 2016 году сегмент «базовой химии» за полтора-два месяца падал не в два-три раза, а сразу на порядок по отдельным препаратам. Это случилось, когда в рынке было уже по 5–7 производителей на одно МНН. Был кейс, когда дистрибьютор ушел на новогодние каникулы со стоком 145 млн рублей по одному из торговых наименований, а к началу февраля все это стоило всего 20 млн.

Или взять сегмент производства моноклональных антител: вчера казалось, что в него попасть почти невозможно, а сегодня он представлен массой отечественных биосимиляров – адалимумаб, трастузумаб, ритуксимаб и другие. Все они, к большой радости, доступны российскому производителю.

Сегодня мы делаем ставку на локализацию оригинальных препаратов, особенно ADC-конъюгаты, новые мишени. Верим, что с нашей помощью передовая терапия станет более доступной.

На рынке орфанных препаратов, на мой взгляд, существует свой высокий барьер, преодолеть который под силу только единицам. Найти партнера, у которого есть разработка, «клиника» и желание продать молекулу, – это сегодня задача со «звездочкой». С Фабагалом у нас получилось, будем и дальше двигаться в эту сторону.

– Иммуноонкология, в которую вы вошли с камрелизумабом, – и очень большой рынок, и одновременно весьма конкурентное поле. Хватает и производителей, и дистрибьюторов, которые борются тут за долю.

– В продукте мы уверены, поэтому ключевой задачей стало формирование команды, способной быстро вывести камрелизумаб на рынок. За полгода мы собрали костяк из высокопрофессиональных специалистов, большинство из которых имеют медицинское образование и значительный опыт работы в биотехе, а также в отечественных и зарубежных фармацевтических компаниях.

Лонч нашего ингибитора PD-1 в ноябре на Российском онкоконгрессе прошел успешно, вызвал интерес медсообщества. Вопрос о включении препарата в клинические рекомендации активно обсуждается, и мы уверены, что подход «Петровакса» к развитию онконаправления позволит обеспечить устойчивый рост. Камрелизумаб – это стратегический продукт, и уже есть планы трансфера по полному циклу не менее пяти новых молекул.

– А что такого особенного в команде?

– А то, что мы действительно команда. Не сидим по кабинетам, люди в открытом пространстве офиса постоянно видят друг друга, говорят, обсуждают рабочие вопросы. После многих лет в собственном кабинете такой подход меня слегка удивил, а на деле оказался очень эффективным. На притирку коллективу требуется заметно меньше времени, с учетом наших задач это оказалось крайне важно.

И главное – скорость и качество принятия решений в компании. Минимум внутренней бюрократии, абсолютная открытость к коммуникации и вовлеченность нашего президента Михаила Цыферова. Прекрасные специалисты, молодые ученые, за которыми, тем не менее, уже стоят большие достижения и которые верят в наши продукты.

– У производителей горизонт планирования 5–7 лет. Если вы плотно входите в такие интересные истории, как иммуноонкология и «орфанка», значит, тот же Цыферов не просто верит, что за этим будущее, а есть расчет.

– Камрелизумаб имеет уникальное показание в первой линии лечения назофарингеальной карциномы, там, где не сработали другие PD-ингибиторы. Также у препарата есть ряд клинических преимуществ по сравнению с существующей иммунотерапией, в плане есть новые показания. Поэтому мы привезли в страну не только оригинальный препарат, но и передовые технологии и новые терапевтические опции, что немаловажно. Что касается Фабагала, то наши мощности позволяют обеспечить всех пациентов, страдающих болезнью Фабри в России, – это крайне важно в современных условиях развития индустрии.

– Многие производители доверяют задачу покорения тендерного рынка дистрибьюторам. Вам такая помощь не потребуется?

– Тендерный рынок – это экосистема, в которой я работаю уже много лет, понимаю и чувствую ее до мельчайших деталей – от нюансов требований к документации до сложностей взаимодействия с ключевыми участниками. Конечно, мы будем сотрудничать с партнерами, где это необходимо, но стратегическое управление процессом остается за нами. Важно понимать, что работа в тендерах требует не только глубоких знаний регуляторики, но и гибкости, быстрого реагирования на изменения и способности предлагать партнерам оптимальные решения. У нас для этого есть и ресурсы, и экспертиза.

– «Петровакс» декларирует, что ваша терапия будет дешевле, чем у зарубежных игроков. Этот аргумент неплохо работает для онкорынка. Орфанный рынок гораздо более персонифицированный, более чувствительный к мнению пациентского сообщества и клиницистов. И потому управляется на практике несколько иначе: вопрос ценовой доступности терапии как бы уходит на второй план.

– Доверие к препаратам необходимо в обоих случаях.

– Да, но на орфанном рынке до относительно недавнего времени никто об отечественных препаратах не слышал. Врачи и их действительно штучные пациенты привыкли ориентироваться на иностранного производителя. Как ворваться на этот рынок?

– Это не та сфера, в которую можно ворваться. Работа на орфанном рынке – это тонкое, даже ювелирное искусство. Она требует уважения к существующей системе, взаимодействия с ее ключевыми участниками и понимания запросов и потребностей пациентов. Мы подходим к этому с полной ответственностью, действуя в первую очередь в интересах пациентов. Это значит, что наша стратегия сегодня исключает любые агрессивные методы. Вместо этого мы делаем акцент на информационной открытости, поддержке диалога с лидерами мнений, главными внештатными специалистами, клиницистами.

На практике это означает постоянное взаимодействие с профессиональным сообществом, предоставление прозрачных данных о наших продуктах и четкое соблюдение всех регуляторных норм. Мы уверены в своем продукте и готовы доказывать его ценность. В прошлом году, когда Фабагал вышел на рынок, терапию им получили 60% пациентов, то есть уже можно говорить о реальном опыте применения без нежелательных явлений. На сегодняшний день зарегистрированы единичные случаи, да и те в рамках инструкции.

– В орфанный портфель, помимо Фабагала, в перспективе войдут новые молекулы?

– Да, наш орфанный портфель расширяется. Уже в этом году мы планируем представить тедуглутид – препарат для лечения синдрома короткой кишки. Это важный шаг для нас, поскольку тедуглутид способен существенно улучшить качество жизни пациентов с этим редким заболеванием. В долгосрочной перспективе мы продолжаем работать над расширением портфеля и ищем новые возможности для локализации передовых молекул.

– А по портфелю вакцин релизов ждать?

– Мы планируем в 2025 году сделать один громкий анонс. Но пока рано раскрывать карты.

– Про экспорт еще не спросил. Вы неплохо представлены с ритейловыми продуктами и вакцинами в СНГ. Орфанные и онкопрепараты тоже будете там продвигать?

– Наш офис в Казахстане сейчас как раз регистрирует Фабагал для местного рынка. И с другими продуктами, конечно, тоже пойдем. Приоритетным рынком наряду с Казахстаном является Узбекистан. Там проявляют большой интерес и к орфанному, и к онкологическому проектам, а мы видим хорошие перспективы для собственного развития.

владислава торшина, петровакс, интервью
Источник: Vademecum

Как прошел форум «Новая культура качества. Современные технологии здравоохранения»

Мединдустрия

Сегодня, 10:35

Форум «Новая культура качества. Современные технологии здравоохранения». Главное

Проверки на порогах: законодатели намерены кратно повысить штрафы за уклонение от ревизий. Мнения

Невозвращенцы: медикам-«целевикам» грозит двукратное увеличение штрафов за отказ от работы у заказчика обучения. Мнения

Владислава Торшина: «Это не та сфера, в которую можно ворваться»

«Novabiom – не лабораторная услуга, а полноценный продукт»