02 Октября 2023 Понедельник

Вишенка на торг
Татьяна Равинская, Александр Раскин Фарминдустрия
28 мая 2013, 13:54
6593

Картельное дело фармдистрибьюторов увенчала статья для чиновницы

Расследование первого в российской следственной практике дела о картельном сговоре на рынке госзакупок лекарств получило неожиданное развитие. Как стало известно Vademecum, следователи обнаружили уголовную составляющую в действиях не только фармдистрибьюторов, но и сотрудников Минздравсоцразвития, входивших в 2008-2009 годах в Единую тендерную комиссию. В причастности к незаконному ограничению прав победителей аукционов полицейские подозревают лишь одну из участниц министерской комиссии. Основное дело о сговоре оптовых компаний тоже расследуется полным ходом, но в суд, как полагают следователи, раньше попадет эпизод про чиновницу.

РасФАСовано для следствия

Следственный департамент МВД вел уголовное дело о картельном сговоре на рынке госзакупок лекарств практически параллельно с коллегами из Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая, расследуя «административки» в отношении оптовиков, снабжала полицейских своими заключениями и, естественно, фактурой. Следователи вели расследование тихо, изредка вызывая участников конкурсных событий на беседы. Василий Игнатьев, генеральный директор ЗАО «Р-Фарм» (компания признана ФАС участником нескольких антиконкурентных соглашений), признает, что сотрудников компании вызывали на допросы в следственные органы, но исключительно в качестве свидетелей. «Никто из указанных лиц не признан обвиняемым или подозреваемым. Нам также ничего неизвестно о завершении расследования по данному делу, равно как и о составлении или утверждении обвинительного заключения», – говорит он.

ФАС, напротив, на протяжении последних двух лет не только широко освещала свою антикартельную деятельность, но и выдержала серию арбитражных процессов с дистрибьюторами, несогласными с выводами о том, что они вели нечестную игру.

Всего ФАС успела рассмотреть семь «картельных» дел, связанных с аукционами по закупке ЛС в рамках федеральных программ «Семь нозологий» и «Туберкулез» в 2008-2009 годах. ФАС привлекло странное поведение фармдистрибьюторов во время торгов: некоторые допущенные к аукциону компании либо присутствовали на торгах, но не заявляли своих предложений по цене, либо, зарегистрировавшись, просто не являлись на аукцион. В результате контракт заключался с единственным участником по начальной цене или с минимальным ее снижением. В ФАС посчитали, что компании заведомо согласовывали свои позиции на торгах, распределяя лоты между собой, создавая лишь видимость конкуренции.

Всего по административному делу прошли 18 компаний, в том числе такие крупные участники рынка госзакупок ЛС, как «Фармстандарт», «Протек», «Р-Фарм», «Аптека-Холдинг», «Шрея», «РОСТА», «Корал-Мед», «Ирвин 2», «Оптимальное здоровье». Первые решения комиссия ФАС представила еще в июне 2011 года. Состав правонарушения в действиях дистрибьюторов антимонопольщики не смогли обнаружить лишь однажды. По всем остальным эпизодам факт нарушения закона «О защите конкуренции» был установлен.

Компании, которым инкриминировались нарушения закона, в свою очередь, пытались доказать свою невиновность в судебных инстанциях, настаивая на отмене решений ФАС. Примерно половину исков в арбитражах трех инстанций антимонопольщикам удалось отбить. Однако дистрибьюторы от борьбы не отказались. Так, «Протек», «Р-Фарм» и «РОСТА», потерпевшие полную неудачу по ряду исков ФАС, уже требуют рассмотрения их претензий к регулятору в Высшем арбитражном суде. У оптовиков в данном случае, помимо репутационных, есть и вполне конкретные риски – стать фигурантами пусть похожего, но уже уголовного процесса.

Третьей – лишение

В Следственном департаменте МВД говорят, что расследование уголовного дела идет полным ходом. «Но говорить о завершении расследования пока рано. Тем не менее, и оно будет доведено до суда», – заверил Vademecum собеседник в департаменте. Следователи подошли к проблеме картельного сговора на торгах с разных сторон и обратили внимание на странное поведение не только оптовиков, но и организаторов торгов – членов Единой конкурсной комиссии. В 2008-2009 годах Единую комиссию возглавлял Владимир Белов, на тот момент заместитель главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой. Конкретно работа Белова, как и большинства членов комиссии, у следователей претензий не вызвала. Однако по результатам бесед с чиновниками полицейские все же нашли повод для возбуждения еще одного уголовного дела.

У следователей, в числе прочих, побывали Марина Шевырева, Лариса Карачева и Диана Михайлова. Из них в Минздраве (после разделения ведомств в прошлом году) осталась работать только Шевырева, причем на той же позиции директора Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека, что и в 2008-2009 годах. Карачева в те же годы совмещала позиции замдиректора Департамента имущественного комплекса и зампредседателя Единой конкурсной комиссии, а Михайлова – руководила профильным Департаментом развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники.

После визита к правоохранителям с Vademecum согласилась поговорить лишь Лариса Карачева. Она продолжает карьеру в качестве заместителя руководителя Финансового департамента Минтруда и соцзащиты. Карачева подтвердила, что в курсе расследуемых Следственным департаментом дел – как в отношении участников картельного сговора, так и по факту незаконного ограничения прав победителей аукционов на поставку лекарственных препаратов. «Да, меня вызывали в Следственный департамент и опрашивали, в связи с возбуждением данных уголовных дел. Больше никаких вопросов у следователей ко мне не было. И, насколько мне известно, я не являюсь по данному уголовному делу ни свидетелем, ни обвиняемой. Славу богу!», – подытожила Карачева. Нет претензий и к Шевыревой, подтверждают источники Vademecum в Минздраве. Впрочем, на официальный запрос редакции в пресс-службе министерства не ответили.

Остается Диана Михайлова, которая, видимо, рискует стать главным фигурантом дела. По информации Vademecum, ей уже предъявлены обвинения по двум статьям УК РФ: 286-й («Злоупотребление должностными полномочиями») и 169-й («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»). В МВД от комментариев отказались. Однако, по сведениям неофициальных источников, дело готовится к передаче в суд. Если вина Михайловой будет доказана, ей может грозить лишение свободы сроком до 10 лет.

Смягчить и утвердить по 178-й

Не станем предполагать, будто антимонопольщики изначально рассчитывали, что и без того резонансное дело о картельном сговоре может получить подобное развитие. Однако вряд ли руководитель ФАС Игорь Артемьев будет против лишнего шума вокруг имиджевого для его ведомства процесса. «Впервые в новейшей истории за недобросовестную конкуренцию будет назначено уголовное наказание. Конечно, здесь речь идет уже о физических лицах, которые непосредственно принимали решения», – не скрывал г-н Артемьев своих эмоций в 2011 году.

Впрочем, и спустя два года, в ФАС считают, что транспарентность на рынке госзаказа возникнет только в случае ужесточения ответственности за сговор. «Часто экономические выгоды от участия в картеле превышают или соразмерны с теми потерями в виде «оборотного штрафа», которые может понести компания. Поэтому мы возлагаем большие надежды на действие 178-й статьи УК РФ – только страх уголовной ответственности может заставить топ-менеджеров компаний задуматься и отказаться от участия в картельном сговоре, – говорит замруководителя ФАС Андрей Цариковский. – Ушло в прошлое то время, когда можно было раскрывать картели, находя письменные доказательства их существования. Во всем мире большая часть картельных сговоров раскрывается благодаря действию программы смягчения ответственности за участие в картельном сговоре, когда один из участников картеля добровольно сообщает в антимонопольный орган о его существовании». Впрочем, по его мнению, в России программа смягчения ответственности работает плохо, так как пока предусматривает однозначное освобождение от административной ответственности юридического лица, но не гарантирует освобождение физического лица – участника картельного сговора – от уголовного преследования.

Но разрешить данное противоречие в ФАС рассчитывают уже скоро. В апреле Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в ст. 178 УК РФ.

картельный сговор, фармдистрибуция
Источник: Vademecum №2, 2013

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа