Медицинская сеть Acibadem, входящая в крупнейший в Юго-Восточной Азии холдинг International Healthcare Holdings (IHH), объединяет 22 госпиталя и 18 поликлиник – в Турции, Македонии, Болгарии, Нидерландах и Ираке. Компания уже несколько лет присматривается к России, но пока работает здесь только как оператор медтуризма. О том, как из одной клиники выросла международная сеть, показавшая в 2016 году выручку $852,6 млн, и что останавливает компанию от экспансии на российский рынок медуслуг, Vademecum рассказал операционный директор Acibadem Healthcare Group по странам Ближнего Востока Биляль Демирлер.
– Бурное развитие Acibadem началось в 2001 году, после реформы национальной системы здравоохранения. Что именно изменилось?
– До реформы государственные госпитали в Турции были в плохом состоянии, нагрузка на них была слишком высокой, а качество услуг оставляло желать лучшего. Частных клиник было мало, их деятельность регулировалась невнятно. Частные страховые полисы были намного дешевле, чем сегодня, и не предполагали высокой прибыли, а маленькие компании развивались бессистемно и неэффективно. Повсеместно ощущался дефицит медперсонала. Пациенты не доверяли местной медицине, каждый уважающий себя турок выезжал на лечение за рубеж – в ту же Германию или Америку. В 2001 году правительство определило основных участников системы здравоохранения страны – Минздрав, государственные и частные больницы, частные страховые компании. Ради снижения нагрузки на госбольницы упор был сделан именно на развитие частного сектора. И вот результат: если до 2000 года Acibadem представляла собой одну клинику, то сегодня это 22 госпиталя и 18 амбулаторных клиник.
– Чем правительство поддержало частные клиники?
– Стало проще получить лицензию и начать бизнес. Была отрегулирована система расчета страхового покрытия по нескольким видам услуг – в государственных и частных клиниках условия работы сравнялись. В основном это коснулось высокотехнологичной помощи, например, онкологии и сердечно-сосудистой хирургии. Наконец, за это время турецкая экономика выросла в целом, что повлияло и на уровень медобслуживания.
– Когда Acibadem вышла за пределы Турции?
– После того как в 2012 году Acibadem стала частью холдинга IHH, мы вместе определили для себя стратегию экспансии. Собрали статистику и выбрали страны Восточной Европы. Во-первых, это развивающиеся рынки. Во-вторых, они территориально близки к Турции. В-третьих, местные клиники явно нуждались в повышении уровня оказания медуслуг. Первый опыт был в Македонии, где мы нашли сильного партнера – бизнесмена Йордана Камчева, 50% его клиники мы и приобрели. В 2013 году мы взяли в управление больницу в Северном Ираке, в 2014-м вышли на рынок Болгарии. Изучая новые рынки, мы оцениваем их по множеству параметров, ключевые из них – доля ВВП на душу населения, законодательство, потребительское поведение пациентов, состояние медицинской инфраструктуры, страхование. И потом решаем, как заходить на рынок. Формата у нас, по сути, два – либо приобретаем долю [от 50% до 100%. – Vademecum] в капитале местной клиники или сети, либо берем ее в управление. Далее встраиваем в нашу экосистему, в центре которой – больницы и амбулаторные центры, а дочерние компании оказывают им поддержку. К ним относятся Университет Acibadem, служба неотложной помощи и телемедицины Acibadem Mobile, страховая компания Acibadem Insurance, проектировочная компания Acibadem Project Management, централизованная лаборатория и так далее. Все эти компании поддерживают не только клиники Acibadem, но давно работают и с другими игроками рынка медуслуг в Турции.
– Сложно ли интегрировать клиники, работающие по стандартам разных стран?
– Вы правы, везде свои стандарты. Например, в Турции каждому пациенту полагается одноместная палата, а в Болгарии все палаты четырехместные. Поэтому мы корректируем условия оказания помощи и устанавливаем приемлемые цены. Когда мы выходим на новый рынок, в первую очередь пытаемся понять местные традиции. Поэтому для нас так важно работать в партнерстве с местным игроком. Мы не пытаемся сразу кардинально менять ситуацию в клинике, но задаем вопросы, анализируем стандарты и потребительские привычки, мониторим качество работы и постепенно вводим изменения, исходя из наших лучших практик.
– У Acibadem есть офисы в странах СНГ. Почему вы не покупаете клиники там?
– Рынки этих стран нам интересны, мы проводим их маркетинговый анализ, но пока мы не смогли найти подходящих партнеров ни в одной из них.
– А что вам мешает в России?
– Россия – наша давнишняя цель. Вы – развивающаяся страна, а ситуация в здравоохранении здесь, на мой взгляд, похожа на ту, что была в Турции лет 10–12 назад. Здесь также существует проблема доступности государственной медпомощи, частных больниц недостаточно и велика потребность в качественной частной медицине. Но с другой стороны, в России много рисков для бизнеса и работа иностранных компаний не регулируется так, как в США или европейских странах. Вот почему и здесь нам очень нужен сильный и надежный партнер, который уже выстроил хорошие отношения с правительством, имеет стабильный бизнес в других отраслях. С таким партнером мы готовы для начала заключить соглашение об управлении его медицинскими активами, предоставить наши знания и опыт. К нам уже поступали предложения о сотрудничестве от российских компаний, и сейчас мы ищем лучший вариант для выхода на российский рынок.