11 Декабря 2024 Среда

С передельной откровенностью
Ольга Гончарова, Дарья Шубина Пластическая хирургия
12 сентября 2016, 22:58
Фото: ТАСС
10876

Как составляются и о чем рассказывают рейтинги клиник эстетической хирургии

В этом и следующем году российским операторам рынка эстетической хирургии предложат пройти независимую оценку качества их работы. Курирует исследование, методика которого была утверждена в конце августа, главный пластический хирург Минздрава Наталья Мантурова. Свежий рейтинг столичных «организаций эстетической и реконструктивной медицины» появится уже в декабре 2016 года, в 2017‑м перепись охватит всю Россию. 

Критерии оценки отрасли аналитики не раскрывают, но уже называют свое исследование первым – не только в стране, но и на международном уровне. И вот как раз с этим заявлением мы готовы поспорить: настоящей публикацией Аналитический центр Vademecum уже в третий раз презентует отраслевому сообществу собственное масштабное исследование рынка эстетической хирургии.

БУХ В УЧЕТ

Статистически обозреть отрасль Наталья Мантурова пытается уже не первый год с разных высот – то с позиции главного пластического хирурга Департамента здравоохранения Москвы, то с аналогичного поста при Минздраве России. Но собрать, перепроверить и проанализировать показатели многочисленных игроков рынка – задача нетривиальная. В прошлом году сбор данных на местах отраслевые «генералы» поручили главным внештатным специалистам в федеральных округах, агрегацию и анализ – ФНЦ пластической, реконструктивной и эстетической хирургии, косметологии и клеточных технологий, организованному в РНИМУ им. Н.И. Пирогова. С итогами этой работы мы, к сожалению, незнакомы: в публичном поле появились лишь две характеризующие рынок цифры – исследователи выяснили, что в отрасли практикуют 963 пластических хирурга и 442 из них трудятся в московских клиниках. Что еще удалось подсчитать, непонятно – на запрос Vademecum Наталья Мантурова не ответила.

Весной 2016 года у ФНЦ появился неожиданный партнер – международное информагентство «Россия сегодня», точнее, его подразделение «Социальный навигатор». Эта аналитическая структура, насколько нам известно, от исследований индустрии здравоохранения далека – единственным медицинским проектом «Социального навигатора» до сих пор был рейтинг государственных поликлиник, сделанный при поддержке ЦНИИОИЗ Минздрава, который, впрочем, сам по себе консолидирует все показатели деятельности государственных медорганизаций.

Нынешняя задача куда сложнее – проанализировать работу и качество услуг, оказываемых не только в профильных госучреждениях, но и в частных клиниках. Презентуя проект в пресс центре МИА «Россия сегодня», руководитель «Социального навигатора» Наталья Тюрина заявила, что такое исследование проводится «впервые в РФ и впервые на международной арене». Публикация рейтинга московских клиник пластической хирургии запланирована на декабрь 2016 года. «Уже в 2017 году планируем провести оценку всех организаций эстетической и реконструктивной медицины РФ и городов миллионников», – сообщила Тюрина.

Присутствовавшая на презентации Наталья Мантурова особо заметила: единственная доступная сегодня информация о рынке эстетической медицины – данные за 2013 год, и те «достаточно косвенные». «В 2013 году расход населения на эстетмедицину составил 9,1 млрд. <…> 70% пластических операций выполняются в Москве, Екатеринбурге и Санкт Петербурге», – сообщила главный пластический хирург Минздрава, но на источник сведений – итоги ежегодного исследования Аналитического центра Vademecum – видимо, по забывчивости, не сослалась. 

ПЛЕНКА НА ЦИФРУ

В экспертный совет независимого исследования «Социального навигатора», возглавляемого Мантуровой, вошли президент Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов (РОПРЭХ) Константин Липский, главный внештатный пластический хирург по Северо-Кавказскому федеральному округу Зарема Курбанова, заведующая кафедрой пластической хирургии факультета последипломного образования СПбГМУ им. И.П. Павлова Ирина Хрусталева, и.о. декана Инженерно физического института биомедицины МИФИ Ирина Завестовская и другие.

В конце августа авторитетное собрание согласовало методику оценки московских медорганизаций, оказывающих услуги по пластической хирургии. Раскрыть основные параметры аналитического проекта Наталья Тюрина до публикации рейтинга отказалась, но уточнила, что исследование будет проводиться в соответствии с ФЗ №256 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

На этот же документ ориентируется Минздрав, по поручению которого проводится оценка работы государственных клиник. Занимаются подобным анализом профильные общественные советы, региональные министерства и департаменты здравоохранения, учитывается и мнение пациентов. Критерии оценки известны: открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность оказанными услугами.
  
DSC_7086 мантурова.jpg
Наталья Мантурова. Фото: Оксана Добровольская

Первичная информация для презентованного «Социальным навигатором» рейтинга, по словам Натальи Тюриной, будет выгружаться из базы данных Росстата, а часть сведений – запрашиваться у самих клиник, опроса пациентов исследование не предполагает. Суммарное резюме – прерогатива экспертного совета, объяснил Константин Липский: «Эксперты будут оценивать значимость различных факторов и ставить их на разные места согласно своему мнению, а затем будет считаться средняя арифметическая значимость различных факторов. Это позволит объективировать оценку».

Те клиники, которые не захотят поделиться данными, в рейтинг не попадут, попросту объяснила Тюрина. Влияние на искренность респондентов окажет РОПРЭХ, об этом недвусмысленно заявила член экспертного совета Зарема Курбанова: «Жить в обществе и быть свободным от него невозможно. У нас есть РОПРЭХ. Его членами являются пластические хирурги, которые занимаются и реконструктивной, и эстетической хирургией, и косметологией, и, если что-то нам не понравится, рычаги воздействия на них мы найдем».

Судя по этим ремаркам, исследование четко разделит профсообщество на тех, кто входит в РОПРЭХ, и на всех остальных. «Членство в профессиональной организации, безусловно, будет являться важным фактором оценки хирургов, работающих в той или иной клинике. Потому как возможность контролировать их деятельность и унифицировать ее согласно документам, регламентирующим пластическую хирургию как специальность, значительно больше.

Соответственно и доверие к их деятельности может быть большее, так как в настоящее время мы разбираем любую жалобу, поступающую от пациентов в этический комитет РОПРЭХ, – рассказал Константин Липский. – Контролировать же деятельность пластических хирургов – нечленов РОПРЭХ мы, согласно уставу, не можем. Таким образом, доверие пациентов к хирургам – членам РОПРЭХ будет расти и, напротив, доверие к нечленам профессионального сообщества будет со временем снижаться».

СМЕТНЫЕ СОКРОВИЩА

Сравнивать исследования от Vademecum и «Социального навигатора» нет смысла – мы ориентируемся на операционные показатели игроков рынка и не оцениваем качество их работы. Сопоставить можно лишь такой результат, как количество действующих на профильном рынке медорганизаций.

По предварительным данным «Социального навигатора», в Москве сейчас функционирует более 1,5 тысячи клиник пластической хирургии. Согласиться с такой, пусть и не окончательной, оценкой нельзя. Трудно представить, что каждый из 400 пластических хирургов разрывается между тремя отдельно стоящими операционными. По данным Аналитического центра Vademecum, количество действующих в столице операторов не превышало 200 клиник.
  
Наша методология формируется опытным путем и регулярно корректируется с учетом изменения конъюнктуры и специфики рынка, особенностей сбора и перепроверки полученных данных. Нынешнее, третье по счету, исследование не стало исключением.

op.jpg
Фото: poliklinika-roth.com 

Перечень охваченных исследованием Vademecum российских клиник и отделений эстетической пластической хирургии, действовавших в 2015 году, заметно расширился. Если в рейтинге 2014 мы представляли 314 отраслевых операторов, то в проекте по итогам 2015 года их почти вдвое больше. Такой значительный прирост попавших в поле нашего зрения игроков объясняется как минимум двумя обстоятельствами.

Во-первых, в этом году мы включили в обзор не только частные клиники, но и отделения государственных медучреждений, где проводятся эстетические пластические операции (в прежние исследования многие такие операторы не попадали в связи со сложностью в разграничении эстетических и реконструктивных вмешательств). Во-вторых, благодаря более тесному взаимодействию с главными внештатными специалистами и отраслевыми ассоциациями на местах мы расширили базу региональных клиник пластической хирургии: в оценку попали все медцентры и профильные отделения, работавшие в 2015 году не только в «миллионниках» и «500-тысячниках», но и во многих прочих, значимых для анализа отрасли, городах страны.

Как и в предыдущие годы, в настоящем исследовании мы учитывали только клиники, имеющие лицензию Росздравнадзора по профилю «пластическая хирургия». В течение первого полугодия 2016 года Аналитический центр Vademecum проводил опросы всех медорганизаций, выявленных по базе РЗН, открытым источникам и собственным перечням прошлых лет. Прежде всего нас интересовали следующие показатели: подтверждение, что организация действительно занята в сфере эстетической пластической хирургии; число хирургов, практиковавших в клинике в 2015 году, и количество выполняемых ими операций; профили по типу вмешательств.

В настоящем исследовании достигнута более высокая степень достоверности данных о количестве операций, проведенных в той или иной клинике. Актуализации этого показателя помогло наше предыдущее специализированное исследование, посвященное кадровому потенциалу отрасли: собранные тогда Аналитическим центром Vademecum данные позволили сделать вывод об уровне совместительства специалистов, задействованных на разных операционных площадках. Так нами был определен еще один важный показатель – среднее количество операций, проводимых в год одним хирургом в одной клинике.

В расчетном значении общего количества проведенных в клиниках операций учитывались следующие факторы: регион локализации, тип клиники, форма собственности медпредприятия, уровень совместительства оперирующих в клинике хирургов. Расчетный показатель Vademecum сравнивался с данными о количестве проведенных вмешательств, предоставленными самой клиникой, а также экспертными оценками операционной активности площадки. В случае существенных расхождений данных, полученных разными способами, при выведении среднего показателя мы обращались к представителям клиник с просьбой об уточнении, консультировались с задействованными в клинике специалистами и лишь затем корректировали оценку.

Для определения основных типов эстетических пластических операций и оценки объема рынка в денежном выражении был проведен опрос выборки респондентов, представителей клиник, совокупное количество операций в которых составило не менее трети общего количества профильных вмешательств, проведенных в стране в 2015 году.

Выборка учитывала работающие в разных федеральных округах России клиники разного типа, при формировании перечня респондентов учитывались количество клиник, действующих в регионе, и их общая операционная активность в округе. Анкета включала вопросы о количестве проведенных в той или иной клинике операций разного типа. С помощью пациентских опросов и сбора информации, опубликованной на сайтах клиник, проводился анализ стоимости разного типа услуг. Сведения, полученные в результате опроса, обрабатывались статистическими методами и затем распространялись на генеральную совокупность. Верификация данных о количестве операций разного типа осуществлялась путем опроса крупнейших поставщиков используемых в пластической хирургии медизделий, а также с учетом оценки экспертов в регионах: главных внештатных специалистов, пластических хирургов, членов ассоциаций и других.

И вот что у нас в итоге получилось: в 2015 году в России функционировали 615 клиник и отделений эстетической хирургии, выполнивших в общей сложности более 156,6 тысячи вмешательств и совокупно выручивших 12,6 млрд рублей.
эстетическая хирургия, операция, реконструктивная хирургия, клиники, хирург, опрос, медцентр, ропрэх, департамент здравоохранения москвы, минздрав, мантурова
Источник: Vademecum №17 2016

Минтруд велел делиться: регулятор намерен добавить младшему медперсоналу компетенций среднего. Мнения

Валентин Боровиков: «На примере отца я увидел, что бизнес – это искусство ответственности»

Чиним по чину. Концерн «Алмаз-Антей» внедряет новые стандарты сервиса медицинской техники

Время Ареймы: онкологи настаивают на включении в клинрекомендации нового ингибитора PD-1

Исмаил Османов: «Вразвалочку работать – нет, это абсолютно нас не устроит»

Юлия Немудрова: «Существует риск потерять клиента, если он не понимает, как общаться с платформой»