27 Июля 2024 Суббота

Продаются на генном уровне
Тимофей Добровольский, Наталья Журавлева Мединдустрия
19 января 2015, 19:17
6190

ДНК клиентов 23andMe растянули на $60 млн

Знаменитая американская 23andMe, первой начавшая массовое тестирование ДНК потребителей с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям, 6 января 2015 года заключила соглашение с Genentech, за $60 млн предоставив последней доступ к генетическим данным сотен тысяч своих клиентов. Этим 23andMe продемонстрировала, что основной ее бизнес – торговля информацией о человеческих геномах, а вовсе не продажа тестов, цену которых ради ≪массовости≫ пришлось снизить в разы. Ее российские последователи пока идут другим путем, предлагая генетический анализ в качестве дорогостоящей эксклюзивной услуги.

Компания 23andMe была основана в 2006 году Энн Войжицки, женой сооснователя Google Сергея Брина (супруги расстались в 2013 году). Помимо Войжицки, учредителями компании стали Линда Авэй и Поль Сузенза. Название 23andMe указывает на то, что у человека 23 пары хромосом. По сообщению BBC, компания Google на начальном этапе инвестировала в развитие проекта $3,9 млн. Всего же, согласно данным Bloomberg Businessweek, на развитие компании Войжицки и ее коллегам удалось привлечь более $125 млн, в том числе от российского венчурного инвестора Юрия Мильнера, Google Ventures, New Enterprise Associates, Johnson&Johnson, Roche Venture Fund, MPM Capital и других.

Особенность теста от 23andMe заключалась в его дешевизне и простоте: человеку не нужно никуда идти, чтобы сдать его – все происходит дистанционно. Достаточно было зарегистрироваться на сайте 23andMe, за $99 получить по почте специальный набор с пробиркой, поместить в нее образец слюны и отослать генетический материал обратно в компанию. Биологический образец обрабатывался в ДНК-лаборатории, а результаты анализа помещались на персональную страницу заказчика в сети Интернет, которая создавалась при регистрации. Вместе с результатами теста 23andMe направляла своему клиенту рекомендации, например: ≪Вы являетесь носителем одного или нескольких наследственных заболеваний. У носителя заболевание может находиться в спящем состоянии, но оно может проявиться у его ребенка. Обратитесь за советом к врачу...≫ Всего тесты от 23andMe могут выявить свыше 240 генетических заболеваний и отклонений.

Дела шли хорошо, компания успела сделать около 800 тысяч генетических тестов, когда ее постиг, казалось бы, фатальный удар – в конце 2013 года всемогущее FDA запретило 23andMe делать медицинские генетические тесты, ссылаясь на то, чтокомпания не подтвердила их точность и надежность надлежащим количеством исследований. Регулятор опасался, что ложноположительные результаты тестов, например, на предрасположенность к раку груди, могут подтолкнуть пациенток к решению сделать фактически ненужную и опасную для здоровья мастэктомию (удаление молочных желез), или, наоборот, тест может ошибочно выдать отрицательный результат, что воспрепятствует принятию своевременных медицинских мер.

Теперь 23andMe имеет право делать в США только генеалогические тесты на определение родства либо предоставлять потребителям ≪сырую≫ информацию о структуре их ДНК без медицинской интерпретации. Эти услуги предлагаются за те же $99 (6 300 рублей по курсу на 15 января 2015 года). В декабре 2014 года 23andMe объявила о начале медицинского генетического тестирования в Великобритании. Насколько популярна здесь будет эта услуга, трудно предсказать, цена повышена до 125 фунтов (около 12 тысяч рублей), а результата придется ждать четыре – шесть недель, поскольку образцы отправляются на анализ в США. 23andMe не теряет надежды все-таки добиться взаимопонимания с FDA.

Но главный план спасения, придуманный Энн Войжицки, как оказалось, состоял не в этом. Из 800 тысяч клиентов компании более 600 тысяч выразили согласие, чтобы данные об их ДНК анонимно использовались для научных исследований. Эта колоссальная база данных очень интересует крупные фармацевтические компании, которые надеются найти там информацию, необходимую для разработки новых лекарств. В январе стало известно о $60-миллионной сделке 23andMe с Genentech, американским подразделением швейцарского фармгиганта Roche. Аналогичное соглашение было заключено и с Pfizer (сумма не разглашается). Ключевым моментом, благодаря которому эти сделки стали возможны, стало именно колоссальное количество образцов, позволяющее найти ДНК-носителей даже самых редких заболеваний. ≪Видимо, продажа такого рода информации изначально была в бизнес-плане компании≫, – отмечает журнал The Verge. Чтобы собрать огромную базу данных, 23andMe агрессивно снижала цены, в 2012-м уменьшив их с $299 за анализ до $99, притом что ближайший конкурент, фирма deCODEme, продавала аналогичные услуги за $1 100.

В России тоже начали появляться компании, ориентированные на персонализированную медицину – исследование генома человека с целью назначения индивидуального лечения и профилактики заболеваний, к которым он предрасположен. Лидер российского рынка клинико-лабораторной диагностики – компания ≪Инвитро≫ – занимается генетическими тестами с 2006 года. Сейчас она делает их около 2 тысяч в месяц, но в основном это определение мутаций в каких-то отдельных генах по направлению врача. Полное генетическое обследование здесь недешево: 82 700 рублей для мужчин и 73 300 рублей для женщин.

≪В нашей стране нет большого потока генетических исследований, нет социального ажиотажа, поэтому довольно высока и стоимость исследований. Будет спрос – будет падать и цена≫, – говорят в ≪Инвитро≫.

В 2011 году ≪ковать≫ российский рынок генетических исследований взялся стартап ≪Генотек≫ – трое выпускников биологического и механико-математического факультетов МГУ вознамерились охватить все направления коммерческого сектора ДНК-диагностики. Замышляя в конце 2010 года ≪какой-нибудь бизнес≫, основатели будущей компании Артем Елмуратов, Кирилл Петренко и Валерий Ильинский пытались разобраться, ≪что в целом есть в мире≫. ≪И нам понравилась идея генетического тестирования, доступного для широкой массы людей≫, – говорил Елмуратов в интервью VADEMECUM. Сейчас ≪Генотек≫ предлагает тест ≪Мой геном≫ за 37 тысяч рублей, объем продаж в 2014 году – около тысячи тестов, по данным компании.

В компании ≪Геномед≫ аналогичный 23andMe тест ≪Здоровье и наследственность≫ предлагается сделать за 14 400 рублей, количество проведенных тестов не разглашается.

Новым игроком на этом рынке стал биомедицинский холдинг ≪Атлас≫, заявивший о себе в апреле 2014 года на конференции ≪Генетика старения и долголетия≫ в городе Сочи. Его медицинским директором стал основатель популярной социальной сети для врачей ≪Доктор на работе≫ Андрей Перфильев. Согласно данным СПАРК-Интерфакс, которые VADEMECUM подтвердили в ≪Атласе≫, основные инвестиции предоставили столичные бизнесмены Станислав Еникеев и Андрей Дунилов. Они числятся соучредителями ресторанов ≪Чайхона №1≫ в Бутово и Отрадном; совместно открыли некоммерческое партнерство ≪Академия стриптиза≫, основное направление деятельности которого, в соответствии с кодами ОКВЭД, – ≪создание произведений искусства≫; кроме того, Дунилов числится генеральным директором ООО ≪Золотое лото≫, занимающегося деятельностью по организации азартных игр.

Компания продает генетический тест ≪Моя генетика≫, направленность которого примерно та же, что и у продукта 23andMe, – выявление предрасположенности к болезням, рекомендации по здоровому питанию, оптимальным видам спорта и чувствительности к лекарственным средствам. Стоимость теста составляла 14 900 рублей, за первые два месяца продаж, по словам Перфильева, без всякой рекламы удалось реализовать около 500 тестов. В ≪Атласе≫ относительно высокую стоимость тестирования объясняют тем, что в услугу входит консультация врача-генетика, который разъясняет клиенту, что означают риски развития заболеваний, и дает некоторые рекомендации относительно его здоровья. Впрочем, согласно концепции ≪Атласа≫, тест является не самоцелью, а неким тизером, призванным привлечь клиента в элитный медцентр ≪Атлас≫, открывшийся в сентябре 2014 года на Кутузовском проспекте.

≪Начиная работу над проектом, мы поставили перед собой цель – создать медицинскую компанию, которая могла бы предоставлять на рынке полный цикл услуг персонализированной медицины≫, – говорит Перфильев.

Результаты теста сразу заносятся в личный кабинет клиента на сервере клиники, где он может детально, в картинках рассмотреть все свои показатели. При последующем обращении в ≪Атлас≫ врачи, имеющие дело с пациентом, также смогут опираться на эти данные.

≪Рынок ДНК-диагностики в России находится на ранней стадии развития. Его сегментация происходит постепенно, так как пока крупных компаний нет. На наш взгляд, лидером рынка станет тот, кто сможет сделать генетические исследования максимально доступными, научится работать с большим объемом данных и доносить до врачей преимущества геномных исследований для оценки рисков и диагностики заболеваний≫, – считает Перфильев.

Пока с доступностью теста ≪Моя генетика≫ у ≪Атласа≫ не очень получается –в январе 2015 года из-за падения курса рубля компания была вынуждена повысить его стоимость до 19 900 рублей.

23andme, генетический тест

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении