Альтернативные, нехирургические, методы лечения спины при всем их обилии делятся на три главных направления: одни делают упор на гимнастику, йогу и прочую двигательную активность, другие – на остеопатию и ей подобное «наложение рук», третьи – на использование устройств для вытяжения и другой хитрой техники. Секрет клиник Бобыря в том, что они дали возможность пациенту не мучиться с выбором. Метод дефанотерапии, изобретенный несколько десятилетий назад Анатолием Бобырем, взял по чуть‑чуть от всех направлений. Бобырь‑старший продвигал свою идею ради нее самой, а его сын Михаил сумел поставить дефанотерапию на коммерческие рельсы.
«Всю жизнь мечтал изобрести аппликатор. Что-то настолько же узнаваемое. И год назад действительно изобрел», – не без гордости сообщает Михаил Бобырь, владелец и главный врач клиники под фамильным брендом, показывая свою разработку – усовершенствованный аппликатор Ляпко, резиновый коврик для иглорефлексотерапии. Бобырь сделал «девайс» донецкого изобретателя и врача Николая Ляпко двухслойным и снабдил насосом, позволяющим пациенту самостоятельно регулировать изгиб аппликатора, подгоняя его под свою шею или копчик. «Идея лежала на поверхности, но никто не воспользовался. Даже в Роспатенте удивились», – рассказывает врач.
Монетизация чужих идей – конек Бобыря. Почти 10 лет назад он взялся развивать дело жизни своего отца, травматолога и хирурга Анатолия Бобыря. Под руководством Бобыря-младшего единственная Клиника Бобыря в Москве превратилась в сеть из девяти медицинских центров в разных концах страны.
РУЧНАЯ РАБОТА
Практиковаться в мануальной терапии Анатолий Бобырь начал еще в 70-е годы: он тогда работал хирургом-травматологом в камчатской краевой больнице, но при каждом удобном случае старался вправить пациентам позвонки, чтобы избежать необходимости хирургического вмешательства. «Изучением мануальной терапии отец занялся в поиске более эффективных и менее травматичных методов лечения позвоночника. Дружил с самым известным мануальным терапевтом СССР Николаем Касьяном», – рассказывает Михаил Бобырь. В посвященной Бобырю заметке в журнале «Российская Федерация сегодня» за 2001 год рассказывается о том, как доктор сохранил пациенту аппендикс. Мужчина поступил с диагнозом «острый аппендицит», но Бобырь, «помимо типичной для подобных ситуаций пальпации живота больного неожиданно занялся исследованием позвоночника с последующей мягкой манипуляцией зонами его патологического напряжения». И все симптомы исчезли.
Освоив мануальную терапию и иглорефлексотерапию, Бобырь-старший в 1986 году открыл собственную клинику в Новороссийске, где вел прием с двумя помощниками-массажистами. Примерно тогда на основе различных методов лечения позвоночника Бобырь стал разрабатывать свою собственную систему. Название запатентованного в 1993 году метода – дефанотерапия (от фр. défense – защита, защитное напряжение) – Анатолий Бобырь придумал сам.
При дефанотерапии вправление отдельных сегментов ведется в растянутом положении позвоночника, объясняет Бобырь-младший. «В этом случае коррекция позвонков происходит практически безболезненно, что не всегда достижимо при стандартной мануальной терапии. Риск травмы, соответственно, крайне низок, – убежден врач. – Пациента никто не бьет, как при ударных техниках, и не крутит ему голову в разные стороны до хруста». Фактически дефанотерапия деликатно и ненавязчиво пытается поставить себя «над схваткой» различных направлений – тут вам и мануальный метод, и вытяжение (правда, ручное, без применения механизмов вроде известного гравислайдера), и лечебная физкультура в виде домашнего задания для закрепления результата.
В начале 90-х Анатолий Бобырь стал ездить по стране – читал лекции, принимал пациентов и обучал врачей. «Чаще всего он бывал в столице, поэтому решено было переехать. В Новороссийске прием пришлось закрыть», – рассказывает Михаил Бобырь.
В 1995 году в Москве была открыта клиника, которая в течение 10 лет оставалась единственным центром дефанотерапии. И тут к работе постепенно стал подключаться Бобырь-сын. Сначала, по его собственному выражению, он был только «статистом и наблюдателем». Закончив Московскую медицинскую академию им. И.М. Сеченова и ординатуру по специальности «Неврология» и защитив кандидатскую диссертацию, он стал работать с отцом, и в 2005 году, незадолго до смерти Анатолия Бобыря, взял управление клиникой в свои руки.
НЕ ВЫДЕРЖАЛ ДИСТАНЦИЮ
Возглавив клинику, Михаил Бобырь стал расширять спектр медуслуг, который на тот момент ограничивался дефанотерапией и массажем. Вскоре в клинике появились специалисты по остеопатии, ортопедии, реабилитологии, открылся кабинет ультразвуковой диагностики. Пришлось уплотняться: в помещении площадью 200 кв. м на первом этаже жилого дома на Алексеевской теперь ведут прием уже не трое, а 11 врачей. Помимо самого Бобыря, это три дефанотерапевта (они же по совместительству мануальные терапевты и неврологи), два остеопата, два массажиста-реабилитолога, два врача ультразвуковой диагностики и рефлексотерапевт.
Бобырь говорит, что не отказался бы развивать еще и косметологию, но для этого нет места. Однако лечение целлюлита в списке услуг клиники уже присутствует. Для этих целей используется аппарат ударно-волновой терапии. «Он предназначен для лечения пяточных шпор, артрозов и артритов, но если заменить насадку, можно выполнять и косметологические процедуры. Почему бы не воспользоваться этим?» – признается врач.
Разобравшись с Москвой, Михаил Бобырь приступил к региональной экспансии. Энергии ему было не занимать. Он сам ездил по регионам, искал врачей, обучал их азам дефанотерапии (прошедшим курс специалистам выдается диплом НОУ «Институт дефанотерапии А.И. Бобыря»). Разрозненность рынка и отсутствие прямой конкуренции были Бобырю на руку, к тому же он всегда уделял большое внимание рекламе своего бренда. Были открыты клиники в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Боровичах Новгородской области, других городах.
Но работать дистанционно Бобырь не смог. В Боровичах клиника дефанотерапии просуществовала всего два года, в Новосибирске – около пяти лет. Это фиаско Бобырь связывает с человеческим фактором и невозможностью лично следить за работой: «В нашем деле очень важен контроль, а на расстоянии его легко потерять, с чем я и столкнулся. Приехал с проверкой, а клиника практически не работает. Идеально, если руководитель клиники одновременно ее владелец». Так для развития бизнеса доктор Бобырь выбрал франшизу.
Подписавшему договор франчайзинга «Клиника Бобыря» обещает работу на «динамично развивающемся рынке с низким уровнем конкуренции». Главное требование к франчайзи – наличие в штате мануального терапевта с пятилетним опытом работы. Михаил Бобырь утверждает, что это условие, хотя и ограничивает развитие бизнеса, выделяет его клинику среди прочих центров, «в которых работают тренеры и фитнес-инструкторы, но не медики».
В остальном дефанотерапия – дело, если верить Бобырю, вполне доступное. «Клиника Бобыря» делится брендом и с новыми клиниками, и с уже существующими, которым надо только сменить табличку с названием или прикрепить рядом еще одну. Вложенный в развитие клиники 1 млн рублей должен вернуться к инвестору всего за год, считает Бобырь. Ежемесячные отчисления франчайзеру составляют 25 тысяч рублей, а рентабельность после выхода на полную мощность – 25%. «Больших денег на франшизе вы не потеряете, а получите новый вид услуг с рекламой на федеральном уровне. Но многие боятся! – сетует Михаил Бобырь. – Думают, что вот сейчас придет Москва и «проглотит» их».
Насколько описание франчайзингового проекта совпадает с действительностью? Андрей Валенцев, главный врач саратовского медцентра «Провита», одного из франчайзи Бобыря, сказал лишь, что «заявленная проектная рентабельность франшизы может варьироваться, но в общем итоге вложенные средства возвращаются». «Такогопостоянного трафика пациентов, как в Москве, у нас нет, – признается Валенцов. – Это связано с благосостоянием местных граждан. Но и цены у нас ниже, так что многие саратовцы, переехавшие, например, в Москву, оказавшись в Саратове, идут к нам лечиться».
Финансовую отчетность франчайзи не раскрывают, а Бобырь уклончиво отвечает, что услуги его клиник всегда будут в тренде – заболевания позвоночника разной степени тяжести есть у 90% населения. «Люди болели и будут болеть. А доходность этого бизнеса зависит от того, насколько богат регион и каков уровень жизни местного населения», – уточняет Бобырь. Недаром больше половины франчайзинговых клиник Бобыря открылись в Подмосковье, одна из них – в Одинцово.
ЗОНТИЧНЫЙ ДОКТОР
Фамильный бренд Михаил Бобырь продвигает не только через франшизу, но и с помощью разнообразной продукции для лечения позвоночника. Сейчас в ассортименте компании есть кремы-бальзамы «Доктор Бобырь» для снятия болевых ощущений в разных отделах позвоночника (для каждого отдела – свой крем), БАДы, а также ортопедические изделия – матрасы, стельки и подушка-аппликатор – та самая, которую Михаил Бобырь изобрел. Объемы производства кремов и БАДов, по словам Бобыря, составляют порядка 10 тысяч упаковок в год, а медизделия – «это пока единичная продукция».
Дистрибуцией занимаются ЦВ «Протек» и НПК «Катрен». От идеи самостоятельно заниматься распространением и налаживать продажу продукции Бобырь отказался, памятуя о прежнем ритейлерском опыте. В начале 2000-х Бобырь пытался продавать фильтры для воды: «Сняли с другом два квадратных метра в торговом центре, но дело не пошло. Я понял, что розничные продажи – это не мое, лучше я буду производить, а реализацией пусть занимаются другие». Впрочем, сама «Клиника Бобыря» ничего не производит. По контракту кремы и БАДыдля нее делают ООО НПО «Зеленая улица» и ЗАО «Лаборатория ЭМАНСИ». Стельки, матрасы и аппликаторы у Бобыря – белорусского производства.
Размер годовой выручки Бобырь раскрывать не стал, но сообщил, что в день одну клинику посещают 5–10 человек. В принципе, это очень немного, и в самом старом московском центре посещаемость наверняка должна быть выше. Но мы при попытке оценки оборотов Бобыря будем для всех городов исходить из минимальной цифры – 5 человек. Согласно прайс-листу, сеанс лечения в Москве стоит 2 500 рублей, в Санкт-Петербурге – 2 300 рублей, в Ростове-на-Дону – 1 500 рублей, в Саратове – 1 000 рублей. Все четыре клиники, принадлежащие Михаилу Бобырю, работают семь дней в неделю. Таким образом, их годовая выручка от врачебных услуг должна быть не меньше 11 млн рублей. Еще 1,8 млн рублей поступает от франчайзи, а 10% – от общей выручки, то есть чуть больше 1 млн рублей, по словам Бобыря, приходится на поступления от продажи продукции «Доктор Бобырь». В сумме получается примерно 14 млн рублей.
Кто приходит лечиться в эти клиники? Чаще всего люди, вынужденные много времени проводить в сидячем положении – офисные работники, бухгалтеры, стоматологи. Но среди клиентов также немало спортсменов. По словам Бобыря, в его клинике не стремятся вылечить пациента от всего: «Если человеку не показано лечение мануальными техниками, мы его не берем. Ну что мы можем сделать с онкологией? Только снять болевой синдром, если это безопасно».
Основной поток проходит через дефанотерапевтов. «Мы целенаправленно продвигаем именно это направление, хотя реклама отнимает много денег», – говорит Бобырь. В 2011 году в СМИ (без учета интернета) было более 600 выходов рекламы услуг медицинских центров Бобыря и более 600 выходов рекламы его БАДов (подробнее см. таблицу «Прием позвонку»). В 2012 году рекламная активность медуслуг клиники утроилась, а БАДов – удвоилась. Но в следующие полтора года бренд почти пропал из печатных изданий, с ТВ и радио. Бобырь и в сфере рекламы не стоит на месте, ищет альтернативные пути: сейчас упор сделан на контекстную рекламу в интернете, признался он VM (в статистике TNS она не отражается). Бобырь действует куда решительнее, например, Медицинского центра Дикуля, у которого в 2012 году был 1 641 выход, годом позже – 1 095, а за семь месяцев 2014-го – 759 выходов, или 1 300 в годовом исчислении. «Недавно сделали акцию: всем бортпроводникам и бортпроводницам – скидка 50%», – хвалится еще одной промоидеей Михаил Бобырь.