27 Июля 2024 Суббота

Подкачать ФГУП
Анна Козлова Фарминдустрия
29 октября 2013, 14:08
5267

«Микроген» намерен выручать на разглаживании морщин не менее $10 млн в год

Крупнейший отечественный производитель иммунобиологических препаратов ФГУП «НПО Микроген» планирует не позднее I квартала 2014 года выпустить на рынок средств инъекционного омоложения собственный продукт – Релатокс (МНН – ботулинический токсин типа A‑гемагглютинин комплекс). В 2012 году в Россию было импортировано более 252,2 тысячи упаковок ботулотоксинов трех европейских производителей на общую сумму свыше $81,3 млн. В госкомпании рассчитывают, потеснив импортеров ценой, за три года занять Релатоксом не менее 10% этого рынка.

Популярность ботулинических токсинов, которые используются в первую очередь в косметической медицине, в России, как, впрочем, и во всем мире, растет в арифметической прогрессии. Если в 2011 году в РФ было ввезено более 136 тысяч упаковок ботулотоксина на сумму свыше $51 млн, то через год эти показатели заметно выросли: чуть ли не вдвое в количественном выражении – до 252, 2 млн упаковок и более чем в 1,5 раза в стоимостном – до $81,3 млн. В 2013 году, по прогнозам специалистов «Микрогена», прирост также должен составить не менее 50%.

«Все эксперты говорят о высоком потенциале этого рынка. Возможность его увеличения, по различным оценкам, ожидается в пределах от двух до четырех раз», – рассказала VM начальник отдела маркетинга и аналитики ФГУП «НПО Микроген» Александра Дабижева. Рост спроса, а значит, и объема продаж, в первую очередь происходит за счет сегмента косметологии. На сегодняшний день более 72% оборота ботулотоксина приходится на индустрию красоты, оставшаяся доля применяется в сугубо медицинских целях: для лечения пареза мышц, а также детского церебрального паралича, кривошеи, постинсультных состояний и так далее. Данный сегмент эксперты единодушно называют перспективным: спектр применения ботулотоксина в клинической практике будет только расширяться.

Разработка «Микрогена» – препарат Релатокс, который был зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств еще 19 марта 2012 года (и, к слову, наравне с Ботоксом внесен в перечень ЖНВЛП), стал первым российским ботулотоксином. На сегодняшний день, помимо Релатокса, к обращению в РФ разрешены только два препарата с МНН ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс: Ботокс (Botox, производство компании Allergan, США), Диспорт (Disport, международная фармгруппа Ipsen) и один с МНН ботулинический токсин типа A – Ксеомин (Xeomin, немецкий производитель Merz Pharma).

Явным лидером среди перечисленных препаратов в последние годы является Диспорт – по данным «Микрогена», в 2012 году на долю препарата пришлось порядка 54% рынка в денежном выражении, было продано более 110 тысяч упаковок на сумму $44 млн. Вдвое меньше выручили производители менее дорогостоящего Ботокса (27% рынка в денежном выражении), импорт которого составил 85 тысяч упаковок. Сумма поставок Ксеомина в Россию составила около $15 млн.

«Рынок хорошо реагирует на перспективу появления российского ботулотоксина, к тому же нашим конкурентным преимуществом будет более низкая цена, – рассуждает Александра Дабижева. – Мы планируем занять 10% рынка по количеству проданных упаковок. По самым скромным подсчетам, к этим показателям мы выйдем за три года, но, вероятно, гораздо быстрее».

Конкретные ценовые ориентиры производители пока не обозначают, однако эксперты рынка эстетической медицины уже высказывают предположения, что разница в стоимости с европейскими брендами, чтобы вызвать интерес у косметологов, должна составить не менее 30%. Нехитрые подсчеты, учитывающие средний ежегодный рост рынка, позволяют предположить, что если уже в 2014 году Релатокс выйдет на заявленные «Микрогеном» объемы продаж, то речь может идти не менее чем о 30 тысячах упаковок суммарной стоимостью от $11 до $18 млн. И эти показатели могут занять в структуре продаж компании весьма заметную долю: по данным СПАРК-Интерфакс, выручка ФГУП «НПО Микроген» в 2012 году без учета НДС составила около 6,5 млрд рублей, или $214 млн. Подтвердить корректность прогнозов в «Микрогене» отказались, сославшись на коммерческую тайну.

Более низкую цену Релатокса по сравнению с популярными европейскими аналогами производители объясняют большим опытом – более 10 лет – работы с ботулотоксином и полным производственным циклом. С 2002 года на уфимском заводе «Иммунопрепарат» (в 2003 году предприятие вошло в холдинг «Микроген») производят ботулотоксин. Правда, тогда о рынке средств инъекционного омоложения специалисты предприятия еще не задумывались, материал использовали для изготовления противоботулинической сыворотки.

Конкуренты пока осторожничают в оценках и комментариях по поводу появления на рынке ботулотоксина от ФГУП «НПО Микроген». В российском представительстве компании Allergan VM пояснили, что о регистрации нового лекарственного препарата знают давно, но никаких действий по этому поводу предпринимать не планируют. Группа компаний Ipsen от комментариев отказалась.

Мало что могут сказать о перспективах нового препарата и практики косметологической медицины, считая, что поднять конкурентоспособность продукта можно будет только со временем. «Возможно, появление узнаваемой российской торговой марки позволит снизить количество нелегальных препаратов, которые проникают к нам из-за границы и до сих пор используются некоторыми косметологическими клиниками», – предполагает директор «Центра красоты&СПА» Ольга Николаева. Последний случай громкого разоблачения продавцов контрафактного ботулотоксина произошел в Москве летом прошлого года, когда МВД изъяло со склада более 2 тысяч ампул поддельного Ботокса и Диспорта. Аналогичные случаи за последние годы отмечались в Ленинградской области, Казани и других регионах страны.

Оценить долю контрафакта на рынке невозможно: одни эксперты считают ее «весьма существенной», другие – полагают, что рынок развит настолько, что единичные случаи нелегальных продаж вскоре вовсе сойдут на нет. 

ботокс, микроген

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении