Крупнейший отечественный производитель иммунобиологических препаратов ФГУП «НПО Микроген» планирует не позднее I квартала 2014 года выпустить на рынок средств инъекционного омоложения собственный продукт – Релатокс (МНН – ботулинический токсин типа A‑гемагглютинин комплекс). В 2012 году в Россию было импортировано более 252,2 тысячи упаковок ботулотоксинов трех европейских производителей на общую сумму свыше $81,3 млн. В госкомпании рассчитывают, потеснив импортеров ценой, за три года занять Релатоксом не менее 10% этого рынка.
Популярность ботулинических токсинов, которые используются в первую очередь в косметической медицине, в России, как, впрочем, и во всем мире, растет в арифметической прогрессии. Если в 2011 году в РФ было ввезено более 136 тысяч упаковок ботулотоксина на сумму свыше $51 млн, то через год эти показатели заметно выросли: чуть ли не вдвое в количественном выражении – до 252, 2 млн упаковок и более чем в 1,5 раза в стоимостном – до $81,3 млн. В 2013 году, по прогнозам специалистов «Микрогена», прирост также должен составить не менее 50%.
«Все эксперты говорят о высоком потенциале этого рынка. Возможность его увеличения, по различным оценкам, ожидается в пределах от двух до четырех раз», – рассказала VM начальник отдела маркетинга и аналитики ФГУП «НПО Микроген» Александра Дабижева. Рост спроса, а значит, и объема продаж, в первую очередь происходит за счет сегмента косметологии. На сегодняшний день более 72% оборота ботулотоксина приходится на индустрию красоты, оставшаяся доля применяется в сугубо медицинских целях: для лечения пареза мышц, а также детского церебрального паралича, кривошеи, постинсультных состояний и так далее. Данный сегмент эксперты единодушно называют перспективным: спектр применения ботулотоксина в клинической практике будет только расширяться.
Разработка «Микрогена» – препарат Релатокс, который был зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств еще 19 марта 2012 года (и, к слову, наравне с Ботоксом внесен в перечень ЖНВЛП), стал первым российским ботулотоксином. На сегодняшний день, помимо Релатокса, к обращению в РФ разрешены только два препарата с МНН ботулинический токсин типа A-гемагглютинин комплекс: Ботокс (Botox, производство компании Allergan, США), Диспорт (Disport, международная фармгруппа Ipsen) и один с МНН ботулинический токсин типа A – Ксеомин (Xeomin, немецкий производитель Merz Pharma).
Явным лидером среди перечисленных препаратов в последние годы является Диспорт – по данным «Микрогена», в 2012 году на долю препарата пришлось порядка 54% рынка в денежном выражении, было продано более 110 тысяч упаковок на сумму $44 млн. Вдвое меньше выручили производители менее дорогостоящего Ботокса (27% рынка в денежном выражении), импорт которого составил 85 тысяч упаковок. Сумма поставок Ксеомина в Россию составила около $15 млн.
«Рынок хорошо реагирует на перспективу появления российского ботулотоксина, к тому же нашим конкурентным преимуществом будет более низкая цена, – рассуждает Александра Дабижева. – Мы планируем занять 10% рынка по количеству проданных упаковок. По самым скромным подсчетам, к этим показателям мы выйдем за три года, но, вероятно, гораздо быстрее».
Конкретные ценовые ориентиры производители пока не обозначают, однако эксперты рынка эстетической медицины уже высказывают предположения, что разница в стоимости с европейскими брендами, чтобы вызвать интерес у косметологов, должна составить не менее 30%. Нехитрые подсчеты, учитывающие средний ежегодный рост рынка, позволяют предположить, что если уже в 2014 году Релатокс выйдет на заявленные «Микрогеном» объемы продаж, то речь может идти не менее чем о 30 тысячах упаковок суммарной стоимостью от $11 до $18 млн. И эти показатели могут занять в структуре продаж компании весьма заметную долю: по данным СПАРК-Интерфакс, выручка ФГУП «НПО Микроген» в 2012 году без учета НДС составила около 6,5 млрд рублей, или $214 млн. Подтвердить корректность прогнозов в «Микрогене» отказались, сославшись на коммерческую тайну.
Более низкую цену Релатокса по сравнению с популярными европейскими аналогами производители объясняют большим опытом – более 10 лет – работы с ботулотоксином и полным производственным циклом. С 2002 года на уфимском заводе «Иммунопрепарат» (в 2003 году предприятие вошло в холдинг «Микроген») производят ботулотоксин. Правда, тогда о рынке средств инъекционного омоложения специалисты предприятия еще не задумывались, материал использовали для изготовления противоботулинической сыворотки.
Конкуренты пока осторожничают в оценках и комментариях по поводу появления на рынке ботулотоксина от ФГУП «НПО Микроген». В российском представительстве компании Allergan VM пояснили, что о регистрации нового лекарственного препарата знают давно, но никаких действий по этому поводу предпринимать не планируют. Группа компаний Ipsen от комментариев отказалась.
Мало что могут сказать о перспективах нового препарата и практики косметологической медицины, считая, что поднять конкурентоспособность продукта можно будет только со временем. «Возможно, появление узнаваемой российской торговой марки позволит снизить количество нелегальных препаратов, которые проникают к нам из-за границы и до сих пор используются некоторыми косметологическими клиниками», – предполагает директор «Центра красоты&СПА» Ольга Николаева. Последний случай громкого разоблачения продавцов контрафактного ботулотоксина произошел в Москве летом прошлого года, когда МВД изъяло со склада более 2 тысяч ампул поддельного Ботокса и Диспорта. Аналогичные случаи за последние годы отмечались в Ленинградской области, Казани и других регионах страны.
Оценить долю контрафакта на рынке невозможно: одни эксперты считают ее «весьма существенной», другие – полагают, что рынок развит настолько, что единичные случаи нелегальных продаж вскоре вовсе сойдут на нет.