13 Ноября, 20:02

Под сердце ЗОЖ

Анна Родионова
10 Июня 2016, 18:37
3866
Фото: techfaqs.net
Как заработать на тех, кто мечтает о здоровом образе жизни, но ленится его поддерживать
Глобальный рынок носимых гаджетов мониторинга здоровья, по самым пессимистичным прогнозам, скоро достигнет отметки в $20 млрд. Затормозить рост индустрии mobile health способны два часто связанных между собой обстоятельства – пассивность потребителей и незрелость сервисов обработки данных. Как правило, в первые шесть месяцев большинство пользователей сбрасывают фитнес-браслеты и другие трекеры – только потому, что не умеют распорядиться массивами информации о собственном здоровье. Инициаторы стартапа Welltory, как им кажется, нашли выход из патовой ситуации – они не создают гаджеты сами, зато предлагаю адептам mobile health расшифровку данных, собираемых различными носимыми устройствами. Основой проекта, в который разработчики уже вложили $140 тысяч и собираются привлечь еще $350–500 тысяч, служит кардиоинтервалография – разработанная в СССР в 60-е годы система контроля за функциональным состоянием космонавтов.
«На Западе очень популярны лайфкоучи – люди, которые прочитали весь lifehacker, провели над собой тысячу экспериментов, объездили весь мир, залезли на самую высокую гору, побывали в самых древних храмах и три месяца питались праной. Потом они пишут большую биографию и говорят, что могут научить вас быть счастливым и продуктивным. К ним набираются адепты, которые сидят в офисах и дальше бара по пятницам никуда не ходят. Нельзя сказать, что все лайфкоучи – шарлатаны, они эмоционально помогают людям, и это большой рынок. Мы делаем нечто подобное, но с той разницей, что используем доказательную базу, насыщенную цифрами и фактами, – настаивает один из основателей проекта Welltory Павел Правдин. – Не с мантрой «я чувствую левым мизинцем, как энергия перетекает изо лба», а с объективным свидетельством того, что испытывает ваш организм».

Проанализировав состояние рынка wellness‑услуг, стартаперы обнаружили нишу, а точнее пропасть на стыке информтехнологий и здорового образа жизни (ЗОЖ): девайсов – море, один мощнее и способнее другого, мода на них растет, а практическая польза остается на прежнем невнятном уровне. Тогда и родился сервис Welltory, который через мобильное приложение предоставляет пользователю того или иного гаджета резюме снимаемых устройством показателей и рекомендации, что нужно начать, а что – перестать делать, чтобы улучшить самочувствие и качество жизни.

КОСМОС КАК СОЧУВСТВИЕ

Базовым параметром мониторинга и анализа авторы проекта выбрали ритмы сердца. «В СССР в 60-х годах было сформировано особое научное направление – кардиоинтервалография, под развитие этой темы автор методики профессор Баевский получил целый НИИ, – рассказывает Павел Правдин. – Первыми ракетами, начиная с Гагарина, космонавты управляли самостоятельно, но человек, пусть и с многолетней подготовкой, из‑за перегрузок мог просто «вырубиться». И нужно было понять, в какой момент забирать управление у космонавтов и включать автоматику. Кардиоинтервалография позволяет однозначно определить уровень физиологического и психологического стресса человека и запас жизненных сил». Вариабельность сердечного ритма, поясняет Правдин, – результат баланса симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы. Первая – своеобразная педаль газа для организма, испытываемые нами приливы сил – работа как раз симпатической системы. Парасимпатическая система, наоборот, включается, когда ресурсы человека израсходованы. Понимая, какая из систем преобладает, можно определить, насколько человек погружен в стресс.

Уверовавшие в кардиоинтервалографию создатели Welltory слетали в Канаду, чтобы заручиться поддержкой автора научной методики Романа Баевского, который в свои 88 лет активно работает – увы, не на Роскосмос, а на NASA. Теперь ученый консультирует своих российских последователей дистанционно. К слову, метод Баевского на родине изобретения по‑прежнему востребован, говорит Правдин: «Вся олимпийская сборная на этом анализе. Когда вы видите на беговой дорожке человека, облепленного датчиками, у него как раз снимают вариабельность сердечного ритма». Применить кардиоинтервалографию не к узкому кругу больших спортсменов и космонавтов, а в растущей аудитории поклонников ЗОЖ и взялся проект Welltory.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТЫ

Схема подключения к услуге незатейлива: пользователь регистрируется на сайте Welltory, заполняет анкету, покупает один из рекомендованных гаджетов, синхронизирует его с data‑центром сервиса и вскоре начинает получать отчеты о состоянии здоровья и практические рекомендации. Периодически, правда, клиенту нужно выходить на связь с персональным аналитиком состояния его здоровья, отвечая в чате или веб‑интерфейсе на короткие вопросы. Опция, говорит Правдин, специально придумана разработчиками проекта: «Персональный аналитик здоровья обучен коммуницировать с пользователем, помогать ему разобраться с датчиками и следить за снимаемыми параметрами. Когда искусственный интеллект сигнализирует, что у пользователя что‑то не так, аналитик смотрит своими глазами». Он же составляет «выжимку» самых важных фактов, излагает их понятным языком и отправляет пользователю. Сейчас в штате компании семь аналитиков здоровья, предусмотренная максимальная нагрузка на каждого куратора – 50 клиентов.

Полнота и регулярность отчетов зависят от количества параметров, которые способен мониторировать выбранный пользователем гаджет, и мотивированности клиента на добросовестные измерения. «Клипса заставляет снимать показатели по напоминанию – это дисциплинирующее действие, браслет сам снимает параметры – во сне, в душе и так далее, – объясняет Правдин. – Браслет чуть дороже, зато не требует отдельного вниманя». Стоимость рекомендуемых компанией девайсов варьируется от 3 тысяч до 30 тысяч рублей, соответственно разнится и набор снимаемых параметров, максимальная планка – 75 показателей, которые совокупно дают 300 вариантов трактовки. Если аналитик встречается с нештатной ситуацией – обнаруживает, что с пользователем что‑то не так, он передает данные экспертам – врачам 15 специализаций, с которыми сервис договорился о сотрудничестве. Врач разбирает кейс и в течение одного‑двух дней предлагает рекомендации. Медицинскую лицензию компания не получала, поскольку акцентированно специализируется не на медпомощи, а на поддержании ЗОЖ. Тут Welltory занимает типичную для операторов digital health небезупречную идеологическую позицию. «У нас нет прямой коммуникации пользователя с врачом, мы не оказываем медицинскую помощь и не назначаем лечение, – настаивает Правдин. – Мы даем рекомендации по образу жизни: врач может скорректировать питание, посоветовать диету, физические нагрузки или другой вид тренировок, порекомендовать определенную группу витаминов, но не назначать таблетки». Стоимость подписки на свои немедицинские услуги Welltory сейчас устанавливает: меньше 2 тысяч рублей в месяц, говорят организаторы проекта, не получится.

ЖИВУЩИЕ В СЕТИ

Пока сервис действует в тестовом режиме, его создатели копят характерную статистику. «Пользователь может забывать отслеживать параметры, но когда ему плохо – заболел, не спал, выпил лишнего – обязательно замеряется, – рассказывает Правдин. – Каждому интересно: «Эта штуковина поймет, что мне сейчас плохо?» Поймет, конечно, «штуковина» всегда все понимает. Зато у людей остаются яркие впечатления. Мы получаем кучу откликов примерно такого содержания: «Ох, ни хрена ж себе! Она работает!»

Бороться с вредными привычками, по словам операторов Welltory, выходит эффективнее, чем внедрять полезные. Получающие цифровое свидетельство о том, что организму нехорошо прямо сейчас, и вынужденные отчитываться перед аналитиками за пропущенные тренировки, бесполезно потраченное время и другие нарушения протокола пользователи в итоге корректируют образ жизни. «Мы замечаем, что после 12 ночи люди, лишающие себя сна, ничего полезного вообще не делают, а вставать‑то в 8 утра, – делится типичными примерами Правдин. – Мы видим, что с 12 до 3 ночи ты смотрел фильмы, – мы не знаем, какие фильмы ты смотрел, но можем отследить, когда время за компьютером проводилось продуктивно, когда – нейтрально или очень деструктивно. И тогда аналитик начинает тебя «подпинывать», ему деньги за это платят». По снимаемым параметрам Welltory может рекомендовать пользователю сменить не только образ жизни, но и вид спорта – для кого‑то плавание, например, оказывалось полезнее изначально выбранного бега.

  У проекта, стартовавшего в ноябре 2015 года, трое совладельцев: основатель разработчика и дистрибьютора видеоигр Alawar Entertainment Александр Лысковский и партнеры компании CoffeeLab, запускающей стартапы с IT‑составляющей, – Павел Правдин и Евгения Смородникова. Все они – фанаты ЗОЖ и спорта. На разработку сервиса ушло около пяти месяцев и $80 тысяч собственных средств соучредителей, еще $60 тысяч добавили бизнес‑ангелы. Сейчас Welltory готовится к сделке на $350–500 тысяч, но потенциальных инвесторов до заключения контракта стартаперы не называют. Свою целевую аудиторию создатели сервиса условно делят на несколько групп. Первая – клиенты, в какой‑либо степени знакомые с wellness и лайфкоучингом. Вторая – люди, фиксирующие сбой в результате нездорового образа жизни, но не знающие, как справиться с этой ситуацией.

Наиболее же значительная часть будущих клиентов – ленивые поклонники ЗОЖ, постоянно обещающие себе «начать с понедельника», либо люди, уже приобщившиеся к wellness, но испытывающие проблемы с превращением мотивации в привычку.

  У проекта есть партнерские каналы продвижения сервиса – фитнес‑центры и магазины гаджетов, кроме этого, Welltory создает интернет‑контент для поклонников wellness, покупает трафик у Facebook и контекстную рекламу. Собственные девайсы Welltory, как уже было сказано, выпускать не намерена. «Производители гаджетов сталкиваются со сложностями при зарабатывании денег. У любого нового устройства вылезают «косяки», необходимо обслуживать кучу гарантийных случаев. Плюс большинство производителей делает сомнительный софт, конечная польза есть только у нескольких из них, – поясняет Павел Правдин. – У нас бизнес про другое. Мы партнеримся с производителями, генерируем покупателей, получаем вознаграждение – и все довольны».

Россию создатели Welltory рассматривают скорее как стартовую и тестовую площадку проекта и уже в ближайшее время планируют экспансию за пределы страны. «Чтобы компания была большой и дорогой, она должна быть глобальной. В России нашей целевой аудитории 3–5% населения максимум, – замечает Правдин. – На понятную капитализацию стартап выходит за три – пять лет, когда ясно, что компания достойно стоит. Во всем мире для этого есть эмпирическая цифра – $100 млн». Сколько в этом заявлении промозадора, а сколько – расчета, может оценить только инвестор, доверивший Welltory свои деньги.

ЦИРКОНИЕВЫЕ, ДА И ТОЛЬКО

Опрошенные Vademecum отраслевые эксперты, с рядом оговорок, относятся к проекту тепло, называя стартап одним из немногих потенциально успешных в сфере m‑health. «Выдающийся советский хирург Сергей Юдин говорил, что каждая технология в медицине проходит три стадии: отрицания, панацеи и, наконец, признания, когда четко определяются показания и противопоказания к применению и метод прочно занимает свою нишу. Многочисленные m‑health‑начинания «зависли» где‑то между первой и второй стадиями», – говорит аналитик IT‑проектов в здравоохранении, замгендиректора компании «Медстрах» Антон Владзимирский. – При ежегодно появляющихся сотнях стартапов – приборов, приложений, сервисов – в сегменте фактически отсутствует реальный бизнес. Точнее, бизнесом является получение финансирования для разработки очередного гаджета, а реальная монетизация его последующего использования отсутствует. И только поэтому Welltory заслуживает положительной оценки – авторы предлагают собственную бизнес‑модель, ими сформулирована оригинальная идея, определена целевая аудитория, во главу угла поставлен сервис, а не создание очередного прибора».

Медицинский директор профильной ID4MD Наталия Мельникова тоже хвалит коллег, замечая, что у проекта есть горизонты и помимо фитнес‑аудитории: «По сути, это вариант медицинского ассистанс‑сервиса при адаптации к условиям обычной жизни после, к примеру, перенесенного заболевания, операции или выписки из стационара». При удачной реализации, считает Мельникова, Welltory может стать оптимальным решением не только для приверженцев healthy lifestyle, но и для пациентов на этапах реабилитации. Однако монетизация проекта в России, добавляет эксперт, может быть успешной только при плотном подключении врачей и организации продаж представителями соответствующих медицинских специальностей.

 Не менее комплиментарные отзывы Welltory получает от продавцов тематических гаджетов. «Они мне явно нравятся – не распыляются, сосредоточены на бизнес‑идее, – говорит владелец и гендиректор компании – производителя фитнес‑браслетов Onetrack Михаил Препелицкий. – Но у них та же аудитория, что и у нас, и проблемы будут те же – наши люди пока не понимают, что гораздо дешевле поддерживать здоровый образ жизни, чем биться с болезнями. И к мониторингу здоровья относятся так же – не понимают, не знают, не разбираются. У меня был эфир на радио, меня спрашивали, почему фитнес‑браслет нужно заряжать, спустя какое время после начала ношения браслета начнется похудение и чем он отличается от циркониевого». По оценкам Onetrack, в США рынок носимых устройств покрывает 7–15% населения, в то время как в России всего лишь 1,5–2%. При таком раскладе выход на западный рынок действительно кажется логичным. Вопрос, смогут ли российские операторы работать за рубежом. «В США им наверняка понадобятся правильные, грамотные партнеры, понимающие специфику взаимодействия с FDA, – говорит Препелицкий. – В тех же iWatch должно было быть больше функций, но за месяц до старта продаж часть из них была выключена – исключительно из‑за запрета FDA».
mobile health, зож, фитнес-браслеты, информатизация здравоохранения, кардиоинтервалография, welltory, мониторинг, здоровье, искусственный интеллект, digital health, fda
Источник Vademecum №10, 2016
Поделиться в соц.сетях
Минздрав предлагает ускорить на год сдачу федерального детского реабилитационного центра
Сегодня, 19:23
Республике Алтай не хватает средств для строительства ФАПов по нацпроекту «Здравоохранение»
Сегодня, 18:50
ЦНИИ эпидемиологии запатентовал методы лечения вирусных инфекций посредством редактирования генома
Сегодня, 18:24
Крымский нефтяник приспособит часть отеля под реабилитационный центр
Сегодня, 18:01
Фонд «Здоровье»: только 10 регионов включили в льготные перечни всю номенклатуру ЖНВЛП
По результатам мониторинга территориальных программ госгарантий, проведенного фондом «Здоровье», только в 10 из 85 субъектов РФ утвержденные на региональном уровне перечни ЖНВЛП полностью совпадают с федеральным списком жизненно важных препаратов, а в 14 регионах профильная лекарственная номенклатура содержит менее половины позиций федерального перечня.
Сегодня, 17:48
Vademecum открывает продажи аналитического отчета об экспортном потенциале российских эстетических клиник
Аналитический центр Vademecum принимает заявки на приобретение прикладного исследования, детально описывающего практику привлечения иностранных пациентов российскими клиниками эстетической медицины.
Сегодня, 12:09
Росздравнадзор нашел нарушения в БСМП, где бастуют медики
9 Ноября 2019, 22:50
BCBSA: слабое здоровье миллениалов негативно скажется на экономике США
Организация независимых страховщиков США Blue Cross Blue Shield Association (BCBSA) провела исследование о взаимосвязи здоровья миллениалов (рожденные в 1981–1996 годах) с демографическими и экономическими показателями. Согласно отчету, смертность среди миллениалов на 40% выше, чем у предыдущего «поколения Х» (рожденные в 1961–1981 годах), а расходы на их лечение могут увеличиться на 33% и составить $4,5 тысячи в год на душу населения в США.
8 Ноября 2019, 13:32
Росстат оценил долю ведущих здоровый образ жизни россиян
Росстат опросил россиян на тему их приверженности здоровому образу жизни (ЗОЖ). Оказалось, что из 131 тысячи респондентов лишь 12% не курят, правильно питаются и физически активны. Такое исследование служба провела впервые и планирует сделать его регулярным.
8 Ноября 2019, 11:12
«УГМК-Здоровье» открыла роддом в Екатеринбурге за 10 млрд рублей
Сеть клиник «УГМК-Здоровье», принадлежащая Уральской горно-металлургической компании, открыла в Екатеринбурге вторую очередь своего многопрофильного медцентра. Объект, потребовавший 10 млрд рублей инвестиций, включает роддом, лабораторию экстракорпорального оплодотворения, женскую консультацию, стационар и детское инфекционное отделение.
6 Ноября 2019, 17:57
Медицинский патронаж при оказании паллиативной помощи добавят в Номенклатуру медуслуг
Минздрав РФ планирует дополнить Номенклатуру медицинских услуг «медицинским патронажем», который проводят врачи или средний медперсонал при оказании паллиативной помощи. Общественное обсуждение проекта ведомственного приказа продлится до 15 ноября.
5 Ноября 2019, 19:07
Онкодиспансеру в Хабаровском крае поищут другого подрядчика
Правительство Хабаровского края заявило о намерении расторгнуть контракт с ООО «Тутта», которое является генеральным подрядчиком строительства межрайонного онкологического диспансера в Комсомольске-на-Амуре стоимостью 1,2 млрд рублей. Возведение объекта началось в сентябре 2018 года и должно закончиться к концу 2020 года. Однако в настоящее время готовность медучреждения составляет всего 8% при плановом показателе в 36%.
5 Ноября 2019, 15:14
«Нижфарм» отзовет 171 серию ранитидина из-за содержания потенциально канцерогенной примеси
Росздравнадзор принял решение отозвать с рынка гастропротектор Ранитидин (ранитидин) от компании Hemofarm (входит в группу Stada CIS): компания использовала для производства лекарства индийскую субстанцию, содержащую потенциально канцерогенную примесь.
1 Ноября 2019, 18:00
Минздрав Чечни анонсировал создание детской онкослужбы
1 Ноября 2019, 16:58
Johnson&Johnson ответила на обвинения FDA о содержании асбеста в детской присыпке
30 Октября 2019, 16:45
Тема укрепления здоровья нации прозвучит на Первом Всероссийском форуме «Общественный иммунитет»
Проблемы иммунопрофилактики и культуры заботы о здоровье собрали 28 октября 2019 года представителей Минздрава России, Агентства стратегических инициатив (АСИ), экспертного медицинского сообщества и фармацевтического бизнеса на очередном заседании основанного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) Клуба ЗоЗ (Забота о Здоровье). Обсуждение прошло в преддверии подготовки намеченного на 27 ноября 2019 года Первого Всероссийского форума «Общественный иммунитет», инициированного ФОМ и журналом Vademecum при поддержке Минздрава России и АСИ.
29 Октября 2019, 18:56
«Магнит» сократил прогноз по открытию аптек на 2019 год
Один из крупнейших продуктовых ритейлеров «Магнит» планирует открыть 1,2 тысячи аптек в 2019 году, а не 2 тысячи, как предполагалось ранее. Обновленный прогноз содержится в операционных результатах «Магнита» за 3-й квартал 2019 года.
29 Октября 2019, 13:20
На удаленный мониторинг пациентов с ССЗ направят 10 млрд рублей
Минздрав РФ с 2020 года планирует обеспечить 2,5 млн пациентов с повышенным артериальным давлением персональными тонометрами. Устройства будут автоматически, по сотовой связи, передавать информацию о самочувствии человека его лечащему врачу. На эти цели ведомство намерено направить 10 млрд рублей из федерального бюджета.
28 Октября 2019, 14:19
Американские ритейлеры начали выводить из оборота присыпку Johnson&Johnson
25 Октября 2019, 13:10
В Якутии построят запланированный семь лет назад онкоцентр
Глава Якутии Айсен Николаев заявил, что строительство онкологического центра в Якутске включили в проект федерального бюджета. В 2020–2023 годах на возведение медучреждения будет выделено 5,9 млрд рублей. Проект онкоцентра в республиканском правительстве анонсировали еще в 2012 году.
25 Октября 2019, 13:05
Опубликован рейтинг «ТОП100 частных многопрофильных клиник России по выручке в 2018 году»
24 Октября 2019, 19:42
ФФОМС подвел первые итоги однодневной диспансеризации
24 Октября 2019, 18:31
«Озон» и «ФармЭко» начали КИ собственной версии трастузумаба
Совместная компания российских фармпредприятий «Озон» и «ФармЭко» – «Мабскейл» – 23 октября начала клинические исследования I фазы сравнения биоаналога трастузумаба собственной разработки с оригинальным Герцептином от швейцарской Roche. Трастузумаб является самым продаваемым в России онкопрепаратом.
23 Октября 2019, 18:34
Johnson&Johnson отозвала в США 33 тысячи упаковок детской присыпки
23 Октября 2019, 9:17
Яндекс.Метрика