ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

27 Июля, 7:30
27 Июля, 7:30
59,91 руб
69,68 руб

Под сердце ЗОЖ

Анна Родионова
10 Июня 2016, 18:37
2120
Фото: techfaqs.net
Как заработать на тех, кто мечтает о здоровом образе жизни, но ленится его поддерживать
Глобальный рынок носимых гаджетов мониторинга здоровья, по самым пессимистичным прогнозам, скоро достигнет отметки в $20 млрд. Затормозить рост индустрии mobile health способны два часто связанных между собой обстоятельства – пассивность потребителей и незрелость сервисов обработки данных. Как правило, в первые шесть месяцев большинство пользователей сбрасывают фитнес-браслеты и другие трекеры – только потому, что не умеют распорядиться массивами информации о собственном здоровье. Инициаторы стартапа Welltory, как им кажется, нашли выход из патовой ситуации – они не создают гаджеты сами, зато предлагаю адептам mobile health расшифровку данных, собираемых различными носимыми устройствами. Основой проекта, в который разработчики уже вложили $140 тысяч и собираются привлечь еще $350–500 тысяч, служит кардиоинтервалография – разработанная в СССР в 60-е годы система контроля за функциональным состоянием космонавтов.
«На Западе очень популярны лайфкоучи – люди, которые прочитали весь lifehacker, провели над собой тысячу экспериментов, объездили весь мир, залезли на самую высокую гору, побывали в самых древних храмах и три месяца питались праной. Потом они пишут большую биографию и говорят, что могут научить вас быть счастливым и продуктивным. К ним набираются адепты, которые сидят в офисах и дальше бара по пятницам никуда не ходят. Нельзя сказать, что все лайфкоучи – шарлатаны, они эмоционально помогают людям, и это большой рынок. Мы делаем нечто подобное, но с той разницей, что используем доказательную базу, насыщенную цифрами и фактами, – настаивает один из основателей проекта Welltory Павел Правдин. – Не с мантрой «я чувствую левым мизинцем, как энергия перетекает изо лба», а с объективным свидетельством того, что испытывает ваш организм».

Проанализировав состояние рынка wellness‑услуг, стартаперы обнаружили нишу, а точнее пропасть на стыке информтехнологий и здорового образа жизни (ЗОЖ): девайсов – море, один мощнее и способнее другого, мода на них растет, а практическая польза остается на прежнем невнятном уровне. Тогда и родился сервис Welltory, который через мобильное приложение предоставляет пользователю того или иного гаджета резюме снимаемых устройством показателей и рекомендации, что нужно начать, а что – перестать делать, чтобы улучшить самочувствие и качество жизни.

КОСМОС КАК СОЧУВСТВИЕ

Базовым параметром мониторинга и анализа авторы проекта выбрали ритмы сердца. «В СССР в 60-х годах было сформировано особое научное направление – кардиоинтервалография, под развитие этой темы автор методики профессор Баевский получил целый НИИ, – рассказывает Павел Правдин. – Первыми ракетами, начиная с Гагарина, космонавты управляли самостоятельно, но человек, пусть и с многолетней подготовкой, из‑за перегрузок мог просто «вырубиться». И нужно было понять, в какой момент забирать управление у космонавтов и включать автоматику. Кардиоинтервалография позволяет однозначно определить уровень физиологического и психологического стресса человека и запас жизненных сил». Вариабельность сердечного ритма, поясняет Правдин, – результат баланса симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы. Первая – своеобразная педаль газа для организма, испытываемые нами приливы сил – работа как раз симпатической системы. Парасимпатическая система, наоборот, включается, когда ресурсы человека израсходованы. Понимая, какая из систем преобладает, можно определить, насколько человек погружен в стресс.

Уверовавшие в кардиоинтервалографию создатели Welltory слетали в Канаду, чтобы заручиться поддержкой автора научной методики Романа Баевского, который в свои 88 лет активно работает – увы, не на Роскосмос, а на NASA. Теперь ученый консультирует своих российских последователей дистанционно. К слову, метод Баевского на родине изобретения по‑прежнему востребован, говорит Правдин: «Вся олимпийская сборная на этом анализе. Когда вы видите на беговой дорожке человека, облепленного датчиками, у него как раз снимают вариабельность сердечного ритма». Применить кардиоинтервалографию не к узкому кругу больших спортсменов и космонавтов, а в растущей аудитории поклонников ЗОЖ и взялся проект Welltory.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТЫ

Схема подключения к услуге незатейлива: пользователь регистрируется на сайте Welltory, заполняет анкету, покупает один из рекомендованных гаджетов, синхронизирует его с data‑центром сервиса и вскоре начинает получать отчеты о состоянии здоровья и практические рекомендации. Периодически, правда, клиенту нужно выходить на связь с персональным аналитиком состояния его здоровья, отвечая в чате или веб‑интерфейсе на короткие вопросы. Опция, говорит Правдин, специально придумана разработчиками проекта: «Персональный аналитик здоровья обучен коммуницировать с пользователем, помогать ему разобраться с датчиками и следить за снимаемыми параметрами. Когда искусственный интеллект сигнализирует, что у пользователя что‑то не так, аналитик смотрит своими глазами». Он же составляет «выжимку» самых важных фактов, излагает их понятным языком и отправляет пользователю. Сейчас в штате компании семь аналитиков здоровья, предусмотренная максимальная нагрузка на каждого куратора – 50 клиентов.

Полнота и регулярность отчетов зависят от количества параметров, которые способен мониторировать выбранный пользователем гаджет, и мотивированности клиента на добросовестные измерения. «Клипса заставляет снимать показатели по напоминанию – это дисциплинирующее действие, браслет сам снимает параметры – во сне, в душе и так далее, – объясняет Правдин. – Браслет чуть дороже, зато не требует отдельного вниманя». Стоимость рекомендуемых компанией девайсов варьируется от 3 тысяч до 30 тысяч рублей, соответственно разнится и набор снимаемых параметров, максимальная планка – 75 показателей, которые совокупно дают 300 вариантов трактовки. Если аналитик встречается с нештатной ситуацией – обнаруживает, что с пользователем что‑то не так, он передает данные экспертам – врачам 15 специализаций, с которыми сервис договорился о сотрудничестве. Врач разбирает кейс и в течение одного‑двух дней предлагает рекомендации. Медицинскую лицензию компания не получала, поскольку акцентированно специализируется не на медпомощи, а на поддержании ЗОЖ. Тут Welltory занимает типичную для операторов digital health небезупречную идеологическую позицию. «У нас нет прямой коммуникации пользователя с врачом, мы не оказываем медицинскую помощь и не назначаем лечение, – настаивает Правдин. – Мы даем рекомендации по образу жизни: врач может скорректировать питание, посоветовать диету, физические нагрузки или другой вид тренировок, порекомендовать определенную группу витаминов, но не назначать таблетки». Стоимость подписки на свои немедицинские услуги Welltory сейчас устанавливает: меньше 2 тысяч рублей в месяц, говорят организаторы проекта, не получится.

ЖИВУЩИЕ В СЕТИ

Пока сервис действует в тестовом режиме, его создатели копят характерную статистику. «Пользователь может забывать отслеживать параметры, но когда ему плохо – заболел, не спал, выпил лишнего – обязательно замеряется, – рассказывает Правдин. – Каждому интересно: «Эта штуковина поймет, что мне сейчас плохо?» Поймет, конечно, «штуковина» всегда все понимает. Зато у людей остаются яркие впечатления. Мы получаем кучу откликов примерно такого содержания: «Ох, ни хрена ж себе! Она работает!»

Бороться с вредными привычками, по словам операторов Welltory, выходит эффективнее, чем внедрять полезные. Получающие цифровое свидетельство о том, что организму нехорошо прямо сейчас, и вынужденные отчитываться перед аналитиками за пропущенные тренировки, бесполезно потраченное время и другие нарушения протокола пользователи в итоге корректируют образ жизни. «Мы замечаем, что после 12 ночи люди, лишающие себя сна, ничего полезного вообще не делают, а вставать‑то в 8 утра, – делится типичными примерами Правдин. – Мы видим, что с 12 до 3 ночи ты смотрел фильмы, – мы не знаем, какие фильмы ты смотрел, но можем отследить, когда время за компьютером проводилось продуктивно, когда – нейтрально или очень деструктивно. И тогда аналитик начинает тебя «подпинывать», ему деньги за это платят». По снимаемым параметрам Welltory может рекомендовать пользователю сменить не только образ жизни, но и вид спорта – для кого‑то плавание, например, оказывалось полезнее изначально выбранного бега.

  У проекта, стартовавшего в ноябре 2015 года, трое совладельцев: основатель разработчика и дистрибьютора видеоигр Alawar Entertainment Александр Лысковский и партнеры компании CoffeeLab, запускающей стартапы с IT‑составляющей, – Павел Правдин и Евгения Смородникова. Все они – фанаты ЗОЖ и спорта. На разработку сервиса ушло около пяти месяцев и $80 тысяч собственных средств соучредителей, еще $60 тысяч добавили бизнес‑ангелы. Сейчас Welltory готовится к сделке на $350–500 тысяч, но потенциальных инвесторов до заключения контракта стартаперы не называют. Свою целевую аудиторию создатели сервиса условно делят на несколько групп. Первая – клиенты, в какой‑либо степени знакомые с wellness и лайфкоучингом. Вторая – люди, фиксирующие сбой в результате нездорового образа жизни, но не знающие, как справиться с этой ситуацией.

Наиболее же значительная часть будущих клиентов – ленивые поклонники ЗОЖ, постоянно обещающие себе «начать с понедельника», либо люди, уже приобщившиеся к wellness, но испытывающие проблемы с превращением мотивации в привычку.

  У проекта есть партнерские каналы продвижения сервиса – фитнес‑центры и магазины гаджетов, кроме этого, Welltory создает интернет‑контент для поклонников wellness, покупает трафик у Facebook и контекстную рекламу. Собственные девайсы Welltory, как уже было сказано, выпускать не намерена. «Производители гаджетов сталкиваются со сложностями при зарабатывании денег. У любого нового устройства вылезают «косяки», необходимо обслуживать кучу гарантийных случаев. Плюс большинство производителей делает сомнительный софт, конечная польза есть только у нескольких из них, – поясняет Павел Правдин. – У нас бизнес про другое. Мы партнеримся с производителями, генерируем покупателей, получаем вознаграждение – и все довольны».

Россию создатели Welltory рассматривают скорее как стартовую и тестовую площадку проекта и уже в ближайшее время планируют экспансию за пределы страны. «Чтобы компания была большой и дорогой, она должна быть глобальной. В России нашей целевой аудитории 3–5% населения максимум, – замечает Правдин. – На понятную капитализацию стартап выходит за три – пять лет, когда ясно, что компания достойно стоит. Во всем мире для этого есть эмпирическая цифра – $100 млн». Сколько в этом заявлении промозадора, а сколько – расчета, может оценить только инвестор, доверивший Welltory свои деньги.

ЦИРКОНИЕВЫЕ, ДА И ТОЛЬКО

Опрошенные Vademecum отраслевые эксперты, с рядом оговорок, относятся к проекту тепло, называя стартап одним из немногих потенциально успешных в сфере m‑health. «Выдающийся советский хирург Сергей Юдин говорил, что каждая технология в медицине проходит три стадии: отрицания, панацеи и, наконец, признания, когда четко определяются показания и противопоказания к применению и метод прочно занимает свою нишу. Многочисленные m‑health‑начинания «зависли» где‑то между первой и второй стадиями», – говорит аналитик IT‑проектов в здравоохранении, замгендиректора компании «Медстрах» Антон Владзимирский. – При ежегодно появляющихся сотнях стартапов – приборов, приложений, сервисов – в сегменте фактически отсутствует реальный бизнес. Точнее, бизнесом является получение финансирования для разработки очередного гаджета, а реальная монетизация его последующего использования отсутствует. И только поэтому Welltory заслуживает положительной оценки – авторы предлагают собственную бизнес‑модель, ими сформулирована оригинальная идея, определена целевая аудитория, во главу угла поставлен сервис, а не создание очередного прибора».

Медицинский директор профильной ID4MD Наталия Мельникова тоже хвалит коллег, замечая, что у проекта есть горизонты и помимо фитнес‑аудитории: «По сути, это вариант медицинского ассистанс‑сервиса при адаптации к условиям обычной жизни после, к примеру, перенесенного заболевания, операции или выписки из стационара». При удачной реализации, считает Мельникова, Welltory может стать оптимальным решением не только для приверженцев healthy lifestyle, но и для пациентов на этапах реабилитации. Однако монетизация проекта в России, добавляет эксперт, может быть успешной только при плотном подключении врачей и организации продаж представителями соответствующих медицинских специальностей.

 Не менее комплиментарные отзывы Welltory получает от продавцов тематических гаджетов. «Они мне явно нравятся – не распыляются, сосредоточены на бизнес‑идее, – говорит владелец и гендиректор компании – производителя фитнес‑браслетов Onetrack Михаил Препелицкий. – Но у них та же аудитория, что и у нас, и проблемы будут те же – наши люди пока не понимают, что гораздо дешевле поддерживать здоровый образ жизни, чем биться с болезнями. И к мониторингу здоровья относятся так же – не понимают, не знают, не разбираются. У меня был эфир на радио, меня спрашивали, почему фитнес‑браслет нужно заряжать, спустя какое время после начала ношения браслета начнется похудение и чем он отличается от циркониевого». По оценкам Onetrack, в США рынок носимых устройств покрывает 7–15% населения, в то время как в России всего лишь 1,5–2%. При таком раскладе выход на западный рынок действительно кажется логичным. Вопрос, смогут ли российские операторы работать за рубежом. «В США им наверняка понадобятся правильные, грамотные партнеры, понимающие специфику взаимодействия с FDA, – говорит Препелицкий. – В тех же iWatch должно было быть больше функций, но за месяц до старта продаж часть из них была выключена – исключительно из‑за запрета FDA».
mobile health, зож, фитнес-браслеты, информатизация здравоохранения, кардиоинтервалография, welltory, мониторинг, здоровье, искусственный интеллект, digital health, fda
Источник Vademecum №10, 2016
Поделиться в соц.сетях
Правительство поделит производителей медизделий по категориям риска
26 Июля 2017, 19:13
В самарской частной стоматологической клинике погиб ребенок
26 Июля 2017, 18:52
Клиника EMC запустила телемедицинский сервис на базе Ondoc
26 Июля 2017, 17:01
Мэрия Москвы пытается вернуть квартиры пациентам ПНИ
26 Июля 2017, 13:10
GSK потратит 33 млн фунтов стерлингов на создание новых лекарств с помощью искусственного интеллекта
3 Июля 2017, 18:12
В США пообещали снизить цены на лекарства
Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) пообещало способствовать снижению уровня цен на лекарства в стране. Для этого регулятор намерен поддерживать производителей дженериков и стимулировать их к производству копий препаратов, вышедших из-под патентной защиты. 
29 Июня 2017, 16:12
Seattle Genetics прекратила КИ опасного для пациентов препарата
Американская фармкомпания Seattle Genetics во второй раз прекратила клинические испытания (КИ) препарата от лейкемии, поскольку исследования показали, что смертность пациентов, использовавших препарат, выше, чем у пациентов, принимавших плацебо. Препарат vadastuximab talirine, предназначенный для лечения одной из форм лейкемии – острого миелоидного лейкоза, находился на поздней стадии клинических испытаний.
27 Июня 2017, 7:16
Медведев: электронные больничные начнут выдавать с 1 июля

С 1 июля 2017 года электронные больничные начнут внедряться по всей России, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами. В этот день вступает в силу Федеральный закон от 01.05.2017 №86-ФЗ, разрешающий использование электронного листка нетрудоспособности.

20 Июня 2017, 11:16
Мединдустрия
Загадки сайта Минздрава
На что ушел бюджет в 38 млн рублей
1912
Клименко предложил создать реестр устройств мобильной медицины

Для эффективного мониторинга состояния здоровья граждан необходимо создать реестр мобильных устройств, считает советник Президента России по вопросам развития интернета Герман Клименко.

8 Июня 2017, 19:16
Депутат предложил принять закон об охране здоровья детей
Проект закона, цель которого – объединить в одном документе все правовые нормы об охране здоровья детей и оказании им медицинской помощи, направил на рассмотрение в Госдуму первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Федот Тумусов.
2 Июня 2017, 7:04
Минздрав будет отслеживать состояние здоровья одиноких пенсионеров
22 Мая 2017, 14:54
В Перми создали дистанционную систему диагностики сердечно-сосудистых заболеваний
В Пермском университете создали интеллектуальную систему, с помощью которой можно диагностировать и прогнозировать течение сердечно-сосудистых заболеваний. В основе системы лежит метод математического моделирования на основе введенных параметров организма. Воспользоваться программой можно бесплатно, тестовая версия доступна на сайте проекта. Разработка получила грант Российского фонда фундаментальных исследований в размере 1,35 млн рублей.
18 Мая 2017, 7:08
Bayer и ФРИИ отобрали лучшие стартапы в сфере цифровой медицины
Компания Bayer совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) отобрали лучшие российские проекты в сфере digital health – цифровой медицины. Пять победителей получат возможность поработать над своими заявками с помощью специалистов компании Bayer, а после – поехать на второй этап конкурса в Берлин и побороться за главный приз в размере 50 тысяч евро.
17 Мая 2017, 18:30
Врачи заявили о росте объема платной медпомощи в бюджетных медучреждениях

Врачи, работающие в бюджетных медучреждениях, отметили рост количества платных медицинских услуг в 2016 году. Таковы данные опроса, проведенного фондом «Здоровье». В качестве причин увеличения сектора платной медицины в государственных медучреждениях медики называют дефицит кадров и низкие тарифы обязательного медицинского страхования (ОМС).

16 Мая 2017, 15:17
Комиссия правительства одобрила закон о телемедицине
11 Мая 2017, 15:20
Кандидат Трампа стал руководителем Управления по лекарствам США
10 Мая 2017, 20:12
На подключение больниц к интернету выделят еще 5 млрд рублей
4 Мая 2017, 16:21
Яндекс.Метрика