В России может появиться медицинский медиахолдинг. С такой инициативой выступили московская частная сеть клиник и сочувствующие ей представители МИД, Общественной палаты и агентства «Россия сегодня». Сейчас все они ждут ответа правительства, которое и решит – быть специализированному медиахолдингу или не быть, поскольку основным инвестором частно-государственного проекта должно стать именно государство. Функции же идеологов предприятия взяли на себя совладельцы группы «Андреевские больницы» Андрей Кожушков и супруга главы ФТС России Людмила Бельянинова.
В октябре сеть клиник «Андреевские больницы» при поддержке МИА «Россия сегодня», выступила с предложением о создании медицинского медиахолдинга, который должен объединять в себе телеканал, радио, интернет-портал и печатные СМИ. Среди поддержавших проект – автор песни «Давай вперед, Владимир Путин», член Общественной палаты Владимир Слепак, замглавы МИДа Сергей Рябков, начальник Центрального клинического госпиталя ФТС России Николай Дасаев и другие официальные лица, принимавшие участие в Международном медицинском медиафоруме «Если бы люди знали…» На трибуне и в кулуарах мероприятия и оформилась идея создания медицинского информагентства. Вообще же состоявшийся в сентябре форум был посвящен «социальной роли медицины и вопросам информированности населения о проблемах сохранения здоровья» и проходил в два этапа – сначала в Москве, а потом в Риме. Организатором форума выступила медицинская сеть «Андреевские больницы – Неболит», объединяющая пять клиник в Москве и Подмосковье. По данным СПАРК-Интерфакс, в 2013 году выручка ООО «Медицинский центр «Неболит» составила 358 млн рублей. Сеть клиник была основана в 2002 году и принадлежит врачу-онкологу Андрею Кожушкову (40%), занимающему в компании пост гендиректора, и супруге главы Федеральной таможенной службы Людмиле Бельяниновой (60%).
В «Андреевских больницах» без лишней скромности заявляют, что проведенный ими форум стал беспрецедентным событием. «Едва ли не впервые в одном зале медики собрались не с целью множить научный конгломерат знаний, а с конкретной задачей – установить диалог между разными сферами общества для совместной работы по сохранению здоровья», – говорится о мероприятии на сайте компании.
В октябре участники форума делились своими римскими впечатлениями на пресс-конференции в агентстве «Россия сегодня» и сошлись на том, что поставленные на форуме задачи нужно решать путем создания медиахолдинга. Несмотря на успехи здравоохранения на индивидуальном уровне, упущена основная задача медицины – сохранение «как можно большего количества людей в трудоспособном и психически уравновешенном состоянии на максимально длительный период», заявляет Кожушков. Население в этой ситуации должно пойти навстречу медицине и заняться «активным самосохранением». О способах этого самосохранения и будет оповещать медиахолдинг. Почему идея создания медиахолдинга обречена на успех, Андрей Кожушков рассказал в интервью VM.
– Вы организовали медиафорум, на котором объявили о необходимости создания медицинского информагентства. Сколько вы готовы вложить в этот проект?
– Проведение медиафорума – это все, что я могу сделать, потому что даже это я делаю в кредит и его год потом отдаю. Но на создание холдинга мои деньги никак не повлияют – мы живем впроголодь из-за постоянного переоснащения центров. У нас жизнь очень нелегкая, медицина – не бизнес.
– В чем, в таком случае, будет состоять ваше участие?
– Мы будем идеологами. И нам этого достаточно – чтобы была медицинская идеологическая линия и контроль над приглашенными соблюдался. Уйти от «товарно-денежных отношений». У нас в клинике, например, запрещено слово «клиент» – за это сразу увольнение. Потому что слово определяет мировоззрение.
– А в чем будет состоять идеология – в пропаганде здорового образа жизни?
– Это не будет пропагандой здорового образа жизни – это уже избито и всем осточертело. Вот все знакомы с программой «Здоровье нации», которую Путин с Медведевым развернули [очевидно, имеется в виду федеральная программа модернизации здравоохранения. – VM]. Это луч света в темном царстве – то, что они сделали, но этот путь слишком односторонний. Известно, что всего от 11 болезней умирают 85% населения. Это так называемые нормальные болезни – которые будут у всех и обязательно, в том или ином виде. То есть инфаркт и инсульт будут, никуда от этого не денешься. Но можно от этого умереть в 40 лет, а можно в 90, сидя в рабочем кресле и будучи активным человеком. Средств медицины на это не хватит, и сделать это можно только одним путем – активизировать население.
«Все разбираются в политике и медицине» – это фраза Жванецкого. Нет людей, которые не нуждались бы в качественном медицинском информировании. И нам нужно обеспечить такую информационную поддержку в обществе. Нужно эту информацию дать. Нужно начинать учить – планомерно, ежедневно, интересно и на простом, доступном, без выпендрежа, языке.
Канал нужно делать только на уровне Discovery – интересный и увлекательный, где сложные вещи объяснялись бы понятным языком. Я хочу, чтобы люди видели, как делаются таблетки в одной стране, а как – в другой. Я хочу, чтобы подростки могли, пока родителей нет дома, посмотреть передачу о своих психологических проблемах. Врач, которого вы вызвали к своему ребенку, должен уделить ему 12 минут – с раздеванием, опросом. И сразу 50% времени откиньте, потому что они целую стопку бумаг заполняют при каждом визите. Министерство здравоохранения решило, что вашему ребенку шести минут достаточно. Об этом тоже надо рассказывать.
Телевидение способно диктовать моду. Значит, можно создать моду на беременность и на вынашивание, на красивое отцовство, на продолжительность жизни. Тем – бесконечное количество. Могут приходить представители конфессий. Причем канал не должен быть монополярным, как канал «Спас», – про попов не смотрят 24 часа в сутки. Здесь же – от науки до религии. Цензура одна – польза или отсутствие пользы для здоровья.
– Как вы продвигаете свою идею?
– Мы организуем совместное предприятие с итальянской клиникой и боремся за поддержку организации медиахолдинга, куда входили бы телевидение, радио, интернет-портал и печатная продукция. Название предприятия и медиахолдинга я пока не скажу – регистрируем товарный знак.
Мы послали в правительство, заинтересованные ведомства и общественные организации резолюцию конференции от имени всех, кто принимал в ней участие – от Торгово-промышленной палаты Италии, госпиталя ФТС, Общественной палаты. Со стороны МИДа была обещана всяческая поддержка.
Мы все сошлись на том, что это недорого, экономически выгодно и для страны очень важно. Организация этого медиахолдинга – это беспроигрышная недорогая программа, которая не имеет отрицательных черт – дивиденды получают абсолютно все участники. На этой площадке найдется место для каждого. Потому что сфера здоровья затрагивает все аспекты – от зубных щеток до проповедей различных религиозных конфессий.
– Будет ли этот холдинг входить в МИА «Россия сегодня»?
– Пока не знаю, во что это выльется в конечном счете, хотя поддержка со стороны «России сегодня» у нас есть. Важно сейчас то, что мы предлагаем стране огромную помощь и мы уверены в результатах. Я не думаю, что все начнут стремиться к здоровому образу жизни, что деревня сразу бросит пить. Но я знаю, что для каждого найдется передача, которую он захочет по этому каналу смотреть.
– Это будет кабельное телевидение?
– Неважны технологии. Сначала есть цели и задачи. Наша цель – продлить активное долголетие. Только потом идут материал и методы. И они совершенно, кстати, не заслуживают внимания. Потому что есть специально обученные люди, которые знают, какую камеру куда поставить.
Сейчас мы написали всюду письма, ждем ответов и практически уверены в поддержке. Пусть это будет потихоньку. Но вода камень точит, и это точно будет.
– Медиахолдинг будет принадлежать государству?
– Да, это государственное, вообще, дело. И государственного масштаба. Инвестиции частно-государственные – я уверен, что подтянутся очень многие меценаты.
– Вы рассчитывали, сколько это может стоить?
– Как решит государство – насколько мощная пропаганда ему нужна, и насколько нужно улучшить демографические показатели. Меня интересует только то, сочтет ли правительство нашей страны это необходимым, и в каком масштабе. В зависимости от решения нам с «Россией сегодня» поступит заказ – какого объема бомбу, в хорошем смысле, мы должны выпустить.
Сколько он может стоить? Ну, $100 млн. Один хороший центр медицинский столько стоит. Как только мы разбудим инстинкт самосохранения в людях, у нас сразу снизится потребность в медицине, в расходах на нее. Нельзя гордиться тем, что в нашем районе больше всего кардиохирургических центров – это все равно, что гордиться кожно-венерологическими диспансерами. Гордиться надо тем, что у нас люди так хорошо следят за своим здоровьем, что потребность в кардиохирургических клиниках резко снизилась.
– Реклама лекарств будет на телеканале?
– Я не хотел бы, чтобы она была прямая. Лучше опосредованная. Например, показать немецкое производство компании Bayer, потом показать, на контрасте, российский фармзавод где-нибудь в Петрозаводске и еще одно предприятие в России, но уже хорошего уровня. И объяснить зрителю, из чего складывается стоимость продукции, предоставить выбор.
– Вашим партнером по бизнесу выступает Людмила Бельянинова. Название «Андреевские больницы» имеет отношение к ее супругу, Андрею Бельянинову?
– Все-таки к Андрею Первозванному, первому из учеников Иисуса Христа. Не стоит забывать, что в здоровом теле – здоровый дух. Еще мы на Андреевский флаг ориентировались, на что-то такое русское. И опять-таки по аналогии с чем-то русским – Морозовская больница, Сандуновские бани…
С Людмилой Петровной мы дружим более 20 лет. И, как видите, дружба с ней приносит пользу обществу. Такой уж она человек.
– Она медик по образованию?
– Людмила Петровна не врач, но как раз тот человек, чьим именем нужно называть улицы. Потому что таких людей в России мало – таких, кто беззаветно работает для других людей. Не ожидая от этого какого-то экономического бума. Благодаря ей мы уже много лет помогаем сиротскому приюту, проводим благотворительные акции, которые не афишируем. К счастью, у Людмилы Петровны очень правильный взгляд на медицину – как на служение стране, богу. Она очень патриотична и влюблена в Россию. И она боготворит своего мужа – видит, как он работает.