«У меня есть знакомый в длительной ремиссии: когда мы впервые встретились, он не употреблял наркотики уже семь лет. Работает дальнобойщиком, но придорожными мотелями никогда не пользуется – приезжая в чужой штат, он набирает «Анонимных Алкоголиков» (АА): «Привет, меня зовут Кевин! Я из Канзаса». И тут же слышит: «Не надо в гостиницу, приезжай ко мне!» Кевин – типичный пример живой коммуникации между отделениями АА», – свидетельствует нарколог Игорь Никифоров, хорошо знающий историю мощнейшего в мире самоорганизованного клуба взаимопомощи.
В 22 года молодой офицер Билл Уиллсон вернулся в США ветераном Первой мировой войны. В Нью-Йорке он поступил на юридические курсы и начал работать следователем в страховой компании. По делам службы он часто бывал на Уолл-стрит, где и заразился биржевой лихорадкой. К финалу обучения Билл преуспел дважды – полностью отдался игровому азарту и почти полностью – алкоголю. «Из сочетания спиртного и биржевых сделок я начал ковать оружие, которое со временем обратится против меня самого», – вспоминал он спустя много лет в «Большой книге» – культовом чтиве АА. Пока же Билл успешно играл на бирже, что обеспечивало ему хорошую позицию в иерархии Уолл-стрит и право распоряжаться солидными денежными суммами: «Мои идеи и моя оценка конъюнктуры рынка приносили миллионы. Бум конца 20-х вознес нас на гребень успеха. Выпивка играла важную тонизирующую роль в моей жизни. В ресторанах звучал джаз, все тратили тысячи и говорили о миллионах».
Пьянство, между тем, принимало все более угрожающие масштабы. Билл с женой переехали за город, он увлекся гольфом, создавшим «благоприятные ситуации, чтобы выпивать днем и ночью», по утрам у преуспевающего маклера дрожали руки и ноги. Но Билл похмелялся и летел играть. Полная эйфории жизнь закончилась внезапно – в один из "черных" дней 1929 года, через пять часов после закрытия биржи, Билл превратился в банкрота. "Я был разорен, как и многие мои друзья. Они теряли по несколько миллионов с 10 часов утра. Газеты сообщали, что многие кончали жизнь самоубийством, прыгая с крыши финансовых учреждений. У меня это вызывало отвращение. Нет, я прыгать не буду. Я вернулся в бар". Потеряв все, Билл безуспешно пытался устроиться на какую-нибудь работу, поиски затянулись на пять лет – алкоголь стал первым и единственным средством для проживания дня. Череда ≪завязок≫ и срывов довела Билла до психиатрической лечебницы. Там, в клинике, он и познакомился с психиатром Уилсоном Силкуортом, поверившим в идею взаимопомощи и позволившим Биллу общаться с другими пациентами клиники.
Перед последней госпитализацией Билла навестил старый приятель Эбби, вступивший в Оксфордскую группу (товарищество трезвенников, придававших в повседневной жизни особое значение духовным ценностям) и не пьющий уже два месяца. Он начал разговаривать с Биллом о Боге. В этой беседе и зародилась базисная идея АА – о воле Всевышнего как о ≪силе более могущественной, чем мы сами≫. В клинике Билл, вспомнив слова приятеля "вера без дела мертва", решил работать с другими алкоголиками. Согласившийся на эксперимент доктор Силкуорт позже объяснил свое решение так: "Медики давно понимали, что алкоголики нуждаются в какой-то разновидности моральной психологии, но трудности ее практического применения казались нам непреодолимыми. Пустопорожние эмоциональные призывы редко на них действуют. Обращение, которое может заинтересовать алкоголика и задержать его внимание, должно обладать глубиной и силой". И добавил: "Если кому-то покажется, что для возглавляющих клинику психиатров мы немного сентиментальны, пусть эти люди побудут немного с намив самом пекле – посмотрят на трагедии, на отчаявшихся жен, пусть разрешение этих проблем станет частью их повседневной жизни. И тогда даже самый прожженный циник не удивится, что мы приняли и поддержали это решение. После стольких лет практики мы не нашли чего-то столь же действенного, как то альтруистическое движение, что растет среди них".
Госпитальный эксперимент дал основу материализации АА – в 1935 году Билл Уиллсон познакомился в городке Акрон, штат Огайо, с местным хирургом Бобом, страдающим алкоголизмом. Боб, хоть и состоял в Оксфордской группе, отчаялся добиться трезвости. Беседы с Биллом помогли Бобу выйти из пике. И Боб, в свою очередь, помог Биллу доработать идею и начать ее продвижение в среде зависимых. Спустя два года открылось первое маленькое отделение АА в Нью-Йорке. В 1939 году сообщество насчитывало 100 выздоравливающих пациентов – тогда же была впервые опубликована "Большая книга", содержащая основные принципы сейчас уже всемирно известной программы "12 шагов". В том же году журнал Liberty напечатал заметку "Алкоголики и бог", и уже через пару дней после публикации нью-йоркский офис АА буквально завалило письмами – в отделение поступило 800 заявок от алкоголиков, желавших получить брошюру.
Билл Уиллсон. Фото: wnpr.org
Весной 1940 года Джон Рокфеллер-младший дал званый обед в пользу сообщества, пригласив членов АА рассказать свои истории. Весть о великодушии селебрити калибра Рокфеллера мгновенно разнеслась по всем американским, а затем и мировым информагентствам. АА накрыло новой волной общественного внимания, "Большую книгу" сметали с полок книжных магазинов. Панамериканский вес сообщество получило в 1941-м, после обстоятельной публикации в Saturday Evening. К этому времени АА уже выработали тот самый свод правил, которому неизменно следуют до сих пор: лидеры сообщества могут служить ему, но не руководить им; у АА нет обязательных взносов; они не принимают финансовую поддержку извне и существуют только на добровольные пожертвования членов; они не участвуют в иных сообществах и не вступают в какие-либо организации. В 1949 году Американская ассоциация психиатров опубликовала статью об АА в отраслевом журнале, следом они получили премию Американского общества организации здравоохранения. Параллельно с признанием заслуг дилетантов в профессиональной врачебной среде росли масштабы деятельности содружества – в 1950-м в Кливленде АА провели свою первую международную конференцию, к 1955 году сеть объединяла 16 тысяч групп в США, Канаде, Скандинавии, Южной Америке, АфрикеАвстралии и на Британских островах. Численность АА увеличивалась на 7% в год. К 1976 году ячейки сообщества работали в 90 странах, а общее количество действующих групп преодолело отметку в 28 тысяч. К концу ХХ века "Большая книга" была переведена на 63 языка, к "нулевым" более 100 тысяч групп АА работали в 150 странах. В апреле текущего года содружество обновило статистику – более 2,13 млн выздоравливающих пациентов более чем в 180 странах мира.
В России АА появились в 90-х, придя на смену так называемым клубам трезвости. Наши диспансеры и наркобольницы охотно предоставляют адептам "12 шагов" помещения для проведения собраний. "Это, по сути, новая среда общения, которая формируется на всю оставшуюся жизнь. АА помогают поддерживать состояние ремиссии пациентов и выполняют социальную работу", – не сомневается завкафедрой наркологии и психотерапии Института повышения квалификации ФМБА Игорь Никифоров. Сейчас в 150 городах страны – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского – действуют 320 групп АА. "Это хорошая практика, кроме того, у АА есть и группы поддержки для родственников алкоголиков. Но иногда этого недостаточно: группа взаимопомощи может собраться, а потом пойти выпивать – у нас были такие случаи", – добавляет скепсиса в общую позитивную оценку движения директор сети профильных клиник "Инсайт" Ренат Миназов.
В конце 40-х по образу и подобию АА в Лос-Анджелесе самоорганизовалась первая группа "Анонимных Наркоманов" (АН). Но распространялось движение АН заметно медленнее предшественника: за пределы США – в Бразилию, Колумбию, Германию, Индию, Ирландию, Японию, Новую Зеландию и Великобританию – "Анонимные Наркоманы" шагнули в конце 70-х. В 1983 году АН опубликовали собственную "Большую книгу" – Basic Text, что, естественно, подтолкнуло рост популярности и численности сообщества. В России первая группа АН появилась в 90 году в Санкт-Петербурге, сейчас более чем в 160 городах страны действуют примерно 320 ячеек. В мире еженедельно на 77 языках проводится около 64 тысяч собраний АН, примерно 1,5 тысячи таких встреч происходит в России.