Итальянская эстетическая медицина, родившись каких‑то 50 лет назад, сегодня сделала страну безусловным европейским лидером рынка омолаживающих инъекций. Только внутреннее потребление косметологических изделий и препаратов приносит местным производителям более 50 млн евро в год, стремительно растет и экспорт эстетической продукции. Примечательно также, что итальянцам, испытывающим в разных сегментах индустрии красоты конкурентное давление мировых мейджоров, удается отсекать от своего рынка контрафакт.
В глобальной эстетической медицине итальянцы считаются такими же законодателями моды, как в оптике или одежно-обувной индустрии. Филлеры, биоревитализанты и мезококтейли, произведенные в Италии, используются в салонах красоты и косметологических клиниках большинства стран мира. Да и сама Италия прописалась в топ-листе стран с наибольшим объемом предоставляемых пациентам эстетических, в том числе инъекционных, услуг. В прошлом году здесь было проведено более 772,3 тысячи косметологических процедур, что вывело страну на третье место в Европе и позволило войти в десятку мировых лидеров по использованию МИ и препаратов в косметологии. Как весьма скромной по площади и численности населения Италии удалось достичь такого размаха?
СИНЬОР ГИАЛУРОН
Отцом-основателем итальянской профессиональной косметологии считается Карло Альберто Бартолетти, который в 1965 году организовал Итальянское общество эстетической медицины (SIME) – спустя всего два года после создания в Париже мирового отраслевого союза. Уже тогда в Италии стали появляться первые специализированные клиники эстетической медицины.
Параллельно с развитием инфраструктуры клиник в стране росло производство сырья для инъекционных эстетических продуктов.
В 1963 году компания Fidia farmaceutici занялась производством гиалуроновой кислоты – сначала для потребления внутри страны, а затем и на экспорт. Укрепление Fidia как производителя сырья спровоцировало размножение в республике небольших производств инъекционных изделий и препаратов для косметологии.
В конце прошлого века итальянцы активно работали над систематизацией внутреннего косметологического рынка и популяризацией эстетических услуг. В 1990 году Карло Бартолетти организовал первую в Европе школу эстетической медицины, которой сейчас руководит его сын Эмануэле. Впрочем, главным достижением Бартолетти-старшего считается открытие в Риме первой на планете общедоступной амбулаторной практики по эстетической медицине, где профильные процедуры предлагаются по самым демократичным расценкам.
Сегодня Fidia farmaceutici вместе с ее дочерними предприятиями в США, Германии, Казахстане превратилась в одного из крупнейших мировых поставщиков гиалуроновой кислоты, продающейся в 80 странах Европы, обеих Америк, Азии и Среднего Востока.
Следом за Fidia на освоение гиалуронового пространства двинулась Altergon Italia, вложившая в 2000-х в развитие своих производственных мощностей около 12 млн евро и также ориентированная на экспорт субстанции. В 2005 году швейцарская фармацевтическая группа IBSA подписала соглашение с Altergon Italia о производстве синтетической гиалуроновой кислоты неживотного происхождения, в том числе для использования в эстетических процедурах. А в 2007-м Altergon начала сотрудничать с китайской Lanshan Biochemicals и закупать в провинции Шаньдун бактерии для производства гиалуроновой кислоты.
Сырьевой прорыв привел к появлению в Италии уже не малых предприятий, а мощных корпораций, производящих инъекционную продукцию на основе гиалуроновой кислоты. Как подчеркнул в интервью VADEMECUM генеральный секретарь SIME Эмануэле Бартолетти, многие итальянские компании, производящие и продающие эстетические МИ, закупают сырье у национального поставщика Fidia.
В ряду заметных на мировом рынке итальянских производителей биоревитализантов следовало бы выделить компанию Italfarmacia, в портфеле которой сейчас пять препаратов для эстетической медицины. В топ-листах поставщиков также фигурирует Genethia, объединяющая нескольких итальянских производителей продукции для профессиональной косметологии – как филлеров, так и биоревитализантов.
≪Помимо изделий на основе гиалуроновой кислоты, на рынке много биоревитализантов на основе полидезоксирибонуклеотида – это вообще очень итальянский продукт≫, – рассказывает Бартолетти. Такие изделия производит, например, компания Mastelli со стопроцентным итальянским капиталом.
≪Итальянцы очень заметны на международных косметологических выставках. Если, например, Великобританию представляют, как правило, две-три компании, то Италию – 10–15 предприятий≫, – замечает руководитель направления Merz Aesthetics Алексей Терехов.
Впрочем, на внутреннем рынке итальянцы, при всем богатстве собственного ассортимента, жестко конкурируют с импортерами. По оценкам Эмануэле Бартолетти, 70–80% внутреннего рынка филлеров, например, занимают иностранные производители: ≪Это Juvederm от Allergan, Belotero от Merz, Restylane от Galderma≫. В сегменте биоревитализации, по замерам SIME, доля импорта ниже, но тоже очень заметна – до 50% рынка.
ЧЕРЕЗ ДУПЛО
Продуктовое многообразие сформировало и поддерживает на высоком уровне потребление инъекционных услуг. В этом смысле итальянский рынок филлеров с выручкой на начало 2015 года в 31,2 млн евро считается в Европе вторым после французского и превосходящим по объемам немецкий, британский и испанский.
В потреблении ботулотоксинов Италия уступает лишь Великобритании, Германии и Франции. Здесь представлены бренды крупнейших мировых поставщиков сегмента – Azzalure от Ipsen, Vistabex от Allergan и Bocouture от Merz.
Инъекции Botox пользуются успехом у итальянок 35–55 лет, благодаря их потребительской активности рынок ботулотоксинов в стране с 2011-го по 2013 год вырос на 18% и, по оценке Итальянской ассоциации терапии ботулотоксинами, преодолел отметку в 17,7 млн евро.
Отмечают маркетологи и еще одну национальную особенность. По данным ISAPS за 2013 год, во всех активно применяющих инъекционную эстетику странах, кроме Италии, ботулотоксины оказывались популярнее препаратов на основе гиалуроновой кислоты. И только в 2014 году итальянцы попали в мировой такт: здесь сделали 274 870 инъекций ботокса (на 22% больше, чем в 2013 году), а гиалуроновую кислоту вкололи 265 324 раза (минус 8,3%).
Тренд на востребованность инъекционных процедур не сломил даже экономический кризис. По данным SIME, если количество хирургических вмешательств в эстетических целях за последние три года снизилось на 30%, то число малоинвазивных, напротив, выросло на 15%. По словам Бартолетти, ≪эстетика≫ в Италии вообще популярнее ≪пластики≫: ≪В борьбе с дефектами внешности эстетическая медицина позволяет добиться хороших, а главное – естественных результатов. Здесь итальянцы сильно отличаются, например, от американцев, которым важно, чтобы результаты лечения были заметны окружающим, чтобы все понимали, чего они добились и какие деньги вложили. Итальянцы же хотят, чтобы все выглядело натурально, и малоинвазивные эстетические процедуры, если правильно делаются, как раз и позволяют таких ≪натуральных≫ результатов добиться≫.
В кризисные времена, как замечает итальянская пресса, традиционные потребители косметологических услуг ограничили себя не в объеме, а в качестве и надежности процедур – чаще стали обращаться в салоны экономкласса и выбирать более дешевые медицинские изделия.
Еще одно знамение кризиса при сохраняющемся спросе – приход в эстетическую медицину стоматологов, предлагающих своим пациентам инъекции филлеров и ботулотоксинов.
ИНЪЕКЦИОННЫЙ СПИСОК
Отдельным достижением регуляторов и операторов итальянского рынка эстетических инъекций следует признать высокий уровень легализации обращения продуктов. ≪К счастью, у нас мало контрафактной, незарегистрированной продукции, – с гордостью заявляет Эмануэле Бартолетти из SIME. – Во многом дела обстоят именно так благодаря серьезному контролю над этой сферой≫. В Италии действуют два протокола сертификации продукции – европейский (CE) и американский, то есть признается регистрация изделия FDA.
Впрочем, в перечне одобрений FDA зафиксировано, например, всего 22 филлера. А инъекционный список Минздрава Италии длиннее раз в 10. Правда, ни одно из итальянских изделий не зарегистрировано FDA. И многие итальянские косметологи, ориентирующиеся на ≪вкус≫ американского регулятора, вынуждены, смирив национальную гордость, пользоваться импортными продуктами.
Минздрав республики довольно редко обращает внимание общественности на незарегистрированные препараты и МИ – и не потому, что не успевает ловить нарушителей, а потому, что контрафактной продукции мало. Конечно, в интернете, на Alibaba.com, например, итальянцы могут купить филлеры и биоревитализанты из стран Азии или Индии, но сколько-нибудь угрожающих масштабов торговля медизделиями неизвестного происхождения не приобрела. ≪С китайской продукцией мы практически не сталкиваемся, поскольку очень боимся ее, – говорит Эмануэле Бартолетти. – Единственное азиатское изделие, которое используется у нас, это новый филлер на основе гиалуроновой кислоты, и он даже не китайский, а корейский – от компании LG Life Sciences, и, должен сказать, работает довольно хорошо≫.
Попытки привезти нелегальные препараты из Китая, Индии или Восточной Европы быстро пресекаются итальянскими властями, а новости о контрафакте стремительно распространяются по всей стране. Последний единственный за год случай произошел в декабре 2014-го. Тогда Минздрав распространил официальное предупреждение о том, что на инъекционном рынке появилась партия контрафактной гиалуроновой кислоты, которая может представлять опасность для здоровья. Речь идет о гиалуроновом филлере – подделке широко известного Juvederm Ultra 4 от Allergan. Итальянский Минздрав даже вычислил возможного импортера – китайскую компанию Qufu Hantang Biological Co.