27 Июля 2024 Суббота

Лирой пробуждал
Софья Лопаева Мединдустрия
20 апреля 2015, 18:59
5777

Кто и как вывел Апеннинский полуостров на острие мировой инъекционной косметологии

Итальянская эстетическая медицина, родившись каких‑то 50 лет назад, сегодня сделала страну безусловным европейским лидером рынка омолаживающих инъекций. Только внутреннее потребление косметологических изделий и препаратов приносит местным производителям более 50 млн евро в год, стремительно растет и экспорт эстетической продукции. Примечательно также, что итальянцам, испытывающим в разных сегментах индустрии красоты конкурентное давление мировых мейджоров, удается отсекать от своего рынка контрафакт.

В глобальной эстетической медицине итальянцы считаются такими же законодателями моды, как в оптике или одежно-обувной индустрии. Филлеры, биоревитализанты и мезококтейли, произведенные в Италии, используются в салонах красоты и косметологических клиниках большинства стран мира. Да и сама Италия прописалась в топ-листе стран с наибольшим объемом предоставляемых пациентам эстетических, в том числе инъекционных, услуг. В прошлом году здесь было проведено более 772,3 тысячи косметологических процедур, что вывело страну на третье место в Европе и позволило войти в десятку мировых лидеров по использованию МИ и препаратов в косметологии. Как весьма скромной по площади и численности населения Италии удалось достичь такого размаха?

СИНЬОР ГИАЛУРОН

Отцом-основателем итальянской профессиональной косметологии считается Карло Альберто Бартолетти, который в 1965 году организовал Итальянское общество эстетической медицины (SIME) – спустя всего два года после создания в Париже мирового отраслевого союза. Уже тогда в Италии стали появляться первые специализированные клиники эстетической медицины.

Параллельно с развитием инфраструктуры клиник в стране росло производство сырья для инъекционных эстетических продуктов.

В 1963 году компания Fidia farmaceutici занялась производством гиалуроновой кислоты – сначала для потребления внутри страны, а затем и на экспорт. Укрепление Fidia как производителя сырья спровоцировало размножение в республике небольших производств инъекционных изделий и препаратов для косметологии.

В конце прошлого века итальянцы активно работали над систематизацией внутреннего косметологического рынка и популяризацией эстетических услуг. В 1990 году Карло Бартолетти организовал первую в Европе школу эстетической медицины, которой сейчас руководит его сын Эмануэле. Впрочем, главным достижением Бартолетти-старшего считается открытие в Риме первой на планете общедоступной амбулаторной практики по эстетической медицине, где профильные процедуры предлагаются по самым демократичным расценкам.

Сегодня Fidia farmaceutici вместе с ее дочерними предприятиями в США, Германии, Казахстане превратилась в одного из крупнейших мировых поставщиков гиалуроновой кислоты, продающейся в 80 странах Европы, обеих Америк, Азии и Среднего Востока.

Следом за Fidia на освоение гиалуронового пространства двинулась Altergon Italia, вложившая в 2000-х в развитие своих производственных мощностей около 12 млн евро и также ориентированная на экспорт субстанции. В 2005 году швейцарская фармацевтическая группа IBSA подписала соглашение с Altergon Italia о производстве синтетической гиалуроновой кислоты неживотного происхождения, в том числе для использования в эстетических процедурах. А в 2007-м Altergon начала сотрудничать с китайской Lanshan Biochemicals и закупать в провинции Шаньдун бактерии для производства гиалуроновой кислоты.

Сырьевой прорыв привел к появлению в Италии уже не малых предприятий, а мощных корпораций, производящих инъекционную продукцию на основе гиалуроновой кислоты. Как подчеркнул в интервью VADEMECUM генеральный секретарь SIME Эмануэле Бартолетти, многие итальянские компании, производящие и продающие эстетические МИ, закупают сырье у национального поставщика Fidia.

В ряду заметных на мировом рынке итальянских производителей биоревитализантов следовало бы выделить компанию Italfarmacia, в портфеле которой сейчас пять препаратов для эстетической медицины. В топ-листах поставщиков также фигурирует Genethia, объединяющая нескольких итальянских производителей продукции для профессиональной косметологии – как филлеров, так и биоревитализантов.

≪Помимо изделий на основе гиалуроновой кислоты, на рынке много биоревитализантов на основе полидезоксирибонуклеотида – это вообще очень итальянский продукт≫, – рассказывает Бартолетти. Такие изделия производит, например, компания Mastelli со стопроцентным итальянским капиталом.

≪Итальянцы очень заметны на международных косметологических выставках. Если, например, Великобританию представляют, как правило, две-три компании, то Италию – 10–15 предприятий≫, – замечает руководитель направления Merz Aesthetics Алексей Терехов.

Впрочем, на внутреннем рынке итальянцы, при всем богатстве собственного ассортимента, жестко конкурируют с импортерами. По оценкам Эмануэле Бартолетти, 70–80% внутреннего рынка филлеров, например, занимают иностранные производители: ≪Это Juvederm от Allergan, Belotero от Merz, Restylane от Galderma≫. В сегменте биоревитализации, по замерам SIME, доля импорта ниже, но тоже очень заметна – до 50% рынка.

ЧЕРЕЗ ДУПЛО

Продуктовое многообразие сформировало и поддерживает на высоком уровне потребление инъекционных услуг. В этом смысле итальянский рынок филлеров с выручкой на начало 2015 года в 31,2 млн евро считается в Европе вторым после французского и превосходящим по объемам немецкий, британский и испанский.

В потреблении ботулотоксинов Италия уступает лишь Великобритании, Германии и Франции. Здесь представлены бренды крупнейших мировых поставщиков сегмента – Azzalure от Ipsen, Vistabex от Allergan и Bocouture от Merz.

Инъекции Botox пользуются успехом у итальянок 35–55 лет, благодаря их потребительской активности рынок ботулотоксинов в стране с 2011-го по 2013 год вырос на 18% и, по оценке Итальянской ассоциации терапии ботулотоксинами, преодолел отметку в 17,7 млн евро.

Отмечают маркетологи и еще одну национальную особенность. По данным ISAPS за 2013 год, во всех активно применяющих инъекционную эстетику странах, кроме Италии, ботулотоксины оказывались популярнее препаратов на основе гиалуроновой кислоты. И только в 2014 году итальянцы попали в мировой такт: здесь сделали 274 870 инъекций ботокса (на 22% больше, чем в 2013 году), а гиалуроновую кислоту вкололи 265 324 раза (минус 8,3%).

Тренд на востребованность инъекционных процедур не сломил даже экономический кризис. По данным SIME, если количество хирургических вмешательств в эстетических целях за последние три года снизилось на 30%, то число малоинвазивных, напротив, выросло на 15%. По словам Бартолетти, ≪эстетика≫ в Италии вообще популярнее ≪пластики≫: ≪В борьбе с дефектами внешности эстетическая медицина позволяет добиться хороших, а главное – естественных результатов. Здесь итальянцы сильно отличаются, например, от американцев, которым важно, чтобы результаты лечения были заметны окружающим, чтобы все понимали, чего они добились и какие деньги вложили. Итальянцы же хотят, чтобы все выглядело натурально, и малоинвазивные эстетические процедуры, если правильно делаются, как раз и позволяют таких ≪натуральных≫ результатов добиться≫.

В кризисные времена, как замечает итальянская пресса, традиционные потребители косметологических услуг ограничили себя не в объеме, а в качестве и надежности процедур – чаще стали обращаться в салоны экономкласса и выбирать более дешевые медицинские изделия.

Еще одно знамение кризиса при сохраняющемся спросе – приход в эстетическую медицину стоматологов, предлагающих своим пациентам инъекции филлеров и ботулотоксинов.

ИНЪЕКЦИОННЫЙ СПИСОК

Отдельным достижением регуляторов и операторов итальянского рынка эстетических инъекций следует признать высокий уровень легализации обращения продуктов. ≪К счастью, у нас мало контрафактной, незарегистрированной продукции, – с гордостью заявляет Эмануэле Бартолетти из SIME. – Во многом дела обстоят именно так благодаря серьезному контролю над этой сферой≫. В Италии действуют два протокола сертификации продукции – европейский (CE) и американский, то есть признается регистрация изделия FDA.

Впрочем, в перечне одобрений FDA зафиксировано, например, всего 22 филлера. А инъекционный список Минздрава Италии длиннее раз в 10. Правда, ни одно из итальянских изделий не зарегистрировано FDA. И многие итальянские косметологи, ориентирующиеся на ≪вкус≫ американского регулятора, вынуждены, смирив национальную гордость, пользоваться импортными продуктами.

Минздрав республики довольно редко обращает внимание общественности на незарегистрированные препараты и МИ – и не потому, что не успевает ловить нарушителей, а потому, что контрафактной продукции мало. Конечно, в интернете, на Alibaba.com, например, итальянцы могут купить филлеры и биоревитализанты из стран Азии или Индии, но сколько-нибудь угрожающих масштабов торговля медизделиями неизвестного происхождения не приобрела. ≪С китайской продукцией мы практически не сталкиваемся, поскольку очень боимся ее, – говорит Эмануэле Бартолетти. – Единственное азиатское изделие, которое используется у нас, это новый филлер на основе гиалуроновой кислоты, и он даже не китайский, а корейский – от компании LG Life Sciences, и, должен сказать, работает довольно хорошо≫.

Попытки привезти нелегальные препараты из Китая, Индии или Восточной Европы быстро пресекаются итальянскими властями, а новости о контрафакте стремительно распространяются по всей стране. Последний единственный за год случай произошел в декабре 2014-го. Тогда Минздрав распространил официальное предупреждение о том, что на инъекционном рынке появилась партия контрафактной гиалуроновой кислоты, которая может представлять опасность для здоровья. Речь идет о гиалуроновом филлере – подделке широко известного Juvederm Ultra 4 от Allergan. Итальянский Минздрав даже вычислил возможного импортера – китайскую компанию Qufu Hantang Biological Co.

рынок оборудования для косметологии, косметология, косметологический бизнес

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении