27 Июля 2024 Суббота

Ирония субсидий
Ольга Макаркина, Екатерина Михайлова Фарминдустрия
10 ноября 2014, 16:15
7625

Как Минпромторг раздавал вспоможение отечественным фармкомпаниям

Государство стимулирует импортозамещение не только при помощи заградительных мер, но и щедрых авансов в адрес локальных игроков. За последние четыре года министерство раздало российским компаниям субсидий под исследования и выпуск препаратов на общую сумму почти 20 млрд рублей. Так крупные отечественные разработчики, которые и без того строили свои маркетинговые стратегии на копировании блокбастеров рынка госзакупок, нашли в лице Минпромторга главного спонсора. Доступ к финансированию получили не только гранды отрасли, но и относительно небольшие компании. Впрочем, промежуточные итоги большой раздачи выглядят настораживающе: из 99 препаратов, разработку которых в Минпромторге профинансировали и посчитали завершенной, до рынка дошел только один.

С ЛЕГКИМ ПИАРОМ

На бюджетном рынке долю отечественных компаний до сих пор нельзя было назвать превалирующей. В ТОП50 (см. рейтинг ≪Казенные доны≫ на стр. 30) производителей – партнеров госзаказа (без учета программы ≪Семь нозологий≫) чисто отечественных, к которым мы в данном случае относим тех, у кого весь портфель локализован в России, всего девять. Их совокупная выручка в закупочном сезоне 2014 года составила 12 млрд рублей, в то время как общие продажи участников этого рейтинга – 178,3 млрд рублей. Отдельно в ≪Семи нозологиях≫ ситуация с импортозамещением выглядит получше. Из 20 производителей-партнеров, чья общая выручка составляет 34,4 млрд рублей, отечественных – шесть, да и общий вклад весомее – почти 3,7 млрд рублей (см. рейтинг ≪Строй дорогостоя≫ на стр. 31).

Немногочисленные отечественные разработчики лекарств еще до того, как Минпромторг начал раздавать им задания по импортозамещению, сами определили главными мишенями самые маржинальные препараты, вывели или готовят к выводу на рынок собственные аналоги. Перечень этих мишеней в последние годы стабилен: помимо МНН программы ≪Семь нозологий≫ в него можно смело включить более 90 оригинальных препаратов (см. таблицы ≪Поп-кинетика≫ на стр. 34 и ≪Обращение к запечатанному≫ на стр. 33).

Но вообще решение Минпромторга помочь разработчикам идеями и деньгами в 2010 году в отрасли восприняли с большим воодушевлением. Чиновники не просто выдавали субсидии на организацию производства или разработку, а представляли проект как дело государственной важности.

Компании, принявшие участие в конкурсах на трансфер зарубежных разработок ЛС и организацию клинических и доклинических исследований, рассчитывали, что помощь государства будет всесторонней – не только софинансирование разработок по списку министерства, но и помощь в доведении их до рынка.

Конкурсы на НИОКР Минпромторг начал проводить в 2011 году. Список препаратов, ≪прописать≫ которые в России хотели чиновники, строился на основе двух перечней – ЖНВЛП и 57 стратегических МНН, составленного по случаю в Минздравсоцразвития. Поначалу два министерства действовали как равноправные кураторы этого госзаказа. Тогда немногих смутило, что портфель замещения сформирован довольно небрежно. Например, полный цикл производства дженериков по 15 МНН из этого списка уже и без финансовой поддержки Минпромторга осуществляется в России. А еще 23 оригинальных препарата, которые чиновники предлагают скопировать, с разной степенью локализации уже производятся в России силами местных подрядчиков под контролем патентообладателей (см. таблицу ≪Нарушить упаковку≫ на стр. 32). То есть государство продолжает тратить солидные деньги на неактуальный заказ.

Масштаб финансирования проектов импортозамещения впечатляет. С начала 2011 года по 1 ноября 2014 года Минпромторг разыграл 123 лота на трансфер технологий (см. таблицу ≪Прямая передача≫ на стр. 38) и 269 лотов на ≪клинику≫ и ≪доклинику≫. Ощий объем госфинансирования по этим двум направлениям составил 4,4 млрд и 15 млрд рублей соответственно. Кто освоил эти деньги?

ТЕПЛЕНЬКИЕ ПОШЛИ

В конкурсах на организацию трансфера приняли участие всего 20 компаний. Явный лидер – ≪Ф-Синтез≫, получивший от государства субсидии на 2 млрд рублей (см. таблицу ≪Промо и торг≫ на стр. 49). Поучаствовать в организации доклинических и клинических исследований решились уже 138 компаний. И максимальный объем субсидий здесь оказался значительно меньше – 757 млн рублей освоил лидер конкурсного этапа ≪Генериум≫ (см. таблицу ≪Испытание рублем≫ на стр. 43).

Всего на текущий момент успешно завершенными признаны 99 контрактов. Сколько из препаратов в итоге добрались до рынка? Один: 2 июля 2014 года замыкавшее двадцатку ООО ≪Фирма ≪ВИПС-МЕД≫ зарегистрировало аналог препарата Омнипак от GE Healthcare. В то же время участники рынка неплохо исполняют государственную волю и без государственных денег. По крайней мере, вывести препараты на рынок без кооперации с Минпромторгом у них получается быстрее.

VM посмотрел, сколько дженериков из перечня 57 стратегических МНН локальные фармпроизводители смогли зарегистрировать к началу ноября. Результаты индивидуальных забегов оказались неплохими. Всего отечественные компании освоили 23 из 57 МНН (еще по 13 ведутся КИ), зарегистрировано 42 торговых наименования (см. таблицу ≪Заместители главного≫ на стр. 46), из них на данный момент уже закупаются на тендерах 18 препаратов.

Участники рынка говорят, что причиной столь низкой эффективности сотрудничества бизнеса и государства на ниве импортозамещения является бюрократия. ≪Существует колоссальная проблема со срывом сроков исполнения госконтрактов. И львиную долю вины за это следует возложить на чиновников≫, – сетует генеральный директор компании ≪Фарм-Синтез≫ Тимофей Петров. По его словам, на организацию каждого этапа госконтракта требуется разрешение регуляторов – Минпромторга или Минздрава. При этом два министерства не координируют свои действия. ≪На согласование отдельных моментов может уйти от шести месяцев до года, но при этом контракт не предусматривает пересмотра сроков исполнения≫, – добавляет Петров.

В фармкомпаниях все же признают, что сотрудничество с государством им интересно, в том числе с финансовой стороны, однако они ждут от регуляторов большей вовлеченности в совместную работу. О том, как могла бы быть перестроена кооперация власти и бизнеса, читайте в интервью исполнительного директора компании ≪Полисан≫ Евгения Кардаша на стр. 48.

импортозамещение, минпромторг

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении