В конце декабря отраслевая ассоциация «Стоматологическая индустрия» предложила исключить из перечня предшественников наркотических средств, подлежащих контролю в России, сырье для производства недорогих акриловых зубных протезов – метилакрилат и метилметакрилат. Замученные проверками производители и дистрибьюторы стоматологических материалов грозят ростом цен. Наркополицейские против – они подозревают, что из этих веществ наркоторговцы делают наркотик, известный как «белый китаец» или «дракончик».
Позицию ФСКН России можно понять – 3-метилфентанил («белый китаец») считается одним из самых опасных и сильных наркотиков. Например, его средняя разовая доза для наркомана составляет всего 0,00002 г, в то время как для одного приема героина в среднем нужно 0,1 г этого вещества. Наркотик начал активно распространяться в России 20 лет назад, но в 2006-2007 годах поставки удалось остановить, и о нем почти забыли. Три года назад «белый китаец» появился снова – большие партии были задержаны в Саратовской и Смоленской областях. Вслед за этим были выявлены факты массовых поставок наркотика из стран Балтии и Голландии.
Сотрудники ФСКН России установили, что для изготовления «белого китайца» наркопроизводители используют именно метилакрилат (МК) и метилметакрилат (ММК). Опираясь на эти сведения, Правительство РФ издало постановление №398 от 3 июня 2010 года «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», в соответствии с которым оба вещества в концентрации 15% и более были включены в соответствующий список. В том же году были изданы правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров, а также требования к отчетности о деятельности, связанной с оборотом этих веществ.
Например, компании должны хранить МК и ММК в отдельных помещениях и исключать доступ к ним посторонних лиц. Торговые операции, связанные с оборотом этих веществ, подлежат лицензированию, а планируемый объем их производства, переработки и использования должен быть отражен в особой отчетности, которую предприятия и клиники направляют в территориальные органы ФСКН.
Наркополицейские принятыми мерами довольны. До внесения МК и ММК в перечень прекурсоров, отмечают они, имелся целый ряд фактов их использования при незаконном изготовлении наркотических средств. А после включения соединений в перечень УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области был выявлен только один факт
незаконного использования метилметакрилата в кустарной лаборатории по производству 3-метилфентанила. Поэтому сейчас исключать вещества из перечня нецелесообразно, уверены в ФСКН.
В Минздраве РФ и Росздравнадзоре на запрос VM не ответили.
В течение полутора лет после вступления в силу новых законодательных норм проблема «белого китайца» почти не касалась стоматологов. Сотрудники ФСКН посещали единичные клиники, а многие врачи и не предполагали, что за нарушение учета и хранения МК и ММК им могут грозить судебные санкции. «Теплилась надежда, что представители органов власти будут действовать в границах здравого смысла и не станут искать прекурсоры в зубных протезах – неизвестно ни одного случая, когда бы стоматолог пытался изготавливать наркотики из расходных материалов», – поясняет директор омской клиники «Стоматология доктора Расторгуева» Борис Расторгуев.
Тем не менее операция «Белый китаец» не обошла и зубопротезирование. Примерно с конца 2012 года сотрудники ФСКН, прокуратуры и Росздравнадзора начали активно проводить оперативные мероприятия и проверки в стоматологических клиниках, торговых компаниях, производственных предприятиях. За ними последовали многочисленные судебные процессы, в ходе которых участники рынка обвинялись в правонарушениях по хранению, учету и ввозу прекурсоров на территорию России. Самыми распространенными наказаниями для компаний-ответчиков стали штрафы в размере 100–200 тысяч рублей и временное прекращение деятельности на 7–20 суток.
Судебным санкциям подверглись клиники во всех регионах России. Например, за несвоевременное представление отчета о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, Первомайский районный суд Омска назначил «Стоматологии доктора Расторгуева» наказание в виде прекращения работы на семь суток. За аналогичное нарушение ГБУ РК «Ухтинская стоматологическая клиника» суд запретил оказывать услуги по зубопротезированию в течение пяти суток. Липецкой клинике «Евро-Медика» за отсутствие отчета об использовании в деятельности прекурсоров назначили 100-тысячный штраф.
Одно из первых уголовных дел планировалось в отношении белгородской торговой компании «ДЛюкс». Прошлой весной российская таможня задержала партию жидкости для изготовления протезов массой около 2,5 т, которую дистрибьюторы везли со склада харьковского завода «Стома», не имея соответствующей лицензии. «Мы не знали, что в этом материале содержались прекурсоры – производители не указывали такую информацию, и, соответственно, мы также не знали, что для ввоза нашей продукции нужны особые разрешения, – рассказывает представитель «ДЛюкс». – В итоге мы, конечно, получили все необходимые документы, но пришлось заплатить штраф и еще покрыть издержки за хранение продукции на таможенном складе». После получения лицензии на ввоз в Россию продукции с содержанием прекурсоров производство по уголовному делу в отношении «ДЛюкс» было прекращено.
Однако к тому времени у стоматологов уже началась настоящая паника. «Если ко мне придут проверяющие и без ордера и санкции начнут по шкафам моим лазить в поисках прекурсоров – я им реально головы поразбиваю, защищая свое имущество, ибо это настоящий грабеж и беззаконие», – угрожал Doctorstom на форуме 100mat.ru. А участник форума Dental-revue.ru призывал к широкомасштабным акциям протеста. «На определенный период, от недели до месяца, всем сообществом отказаться от использования злосчастного мономера. Отказаться демонстративно, с плакатами в клиниках, пиаром, ТВ и прочим... Отказаться всем, включая врачей госучреждений. И тогда присоединится самый голосующий электорат – бабушки и дедушки». Идею объединения против контролирующих органов поддерживал и участник форума 100mat.ru Tory: «Наезжают на каждого поодиночке, а бороться нужно сообща».
Скоро о консолидированном решении проблемы задумались и отраслевые ассоциации. Стоматологическая ассоциация России (СтАР), объединяющая более 40 тысяч стоматологов, и ассоциация «Стоматологическая индустрия» писали письма с просьбой обратить внимание на проблему прекурсоров в стоматологии во все задействованные в процессе ведомства: Минздрав, Росздравнадзор, ФСКН России. «Свои первые обращения мы отправили еще в августе 2012 года, как раз когда начали получать жалобы от компаний и клиник», – вспоминает президент «Стоматологической индустрии» Павел Добровольский.
В максимальных концентрациях (более 90%) МК и ММК содержатся в материалах для изготовления съемных зубных протезов – порошках и жидкостях. «Извлечь МК и ММК из стоматологических материалов, а тем более из готовых акриловых пластмасс практически невозможно. Об этом говорят в том числе заключения, которые мы получили от международных компаний – производителей стоматологических материалов, таких как Zhermak», – отмечает Павел Добровольский.
В письмах стоматологи указывали и на то, что им по объективным причинам сложно выполнять законодательные нормы. Например, российские дистрибьюторы и клиники не всегда знают, в каких из используемых ими материалов и в какой именно концентрации содержатся МК и ММК, потому что зарубежные производители стоматологических материалов такую информацию не предоставляют. При этом больше 80% материалов для зубных протезов российские предприятия покупают за рубежом, а основную долю рынка занимает украинский завод «Стома».
ФСКН России частично прислушалась к аргументам стоматологических ассоциаций и год назад предложила Правительству РФ упростить процедуру учета операций с использованием МК и ММК. В результате Правительство РФ издало постановление №1303 от 13 декабря 2012 года «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ». Этот документ частично облегчил работу предприятий с прекурсорами – например, при отсутствии возможности содержать прекурсоры в отдельных помещениях их разрешалось хранить в расположенных на охраняемых территориях емкостях – цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре.
Но, по словам представителей «Стоматологической индустрии», основные проблемы решены не были. Например, до сих пор не утвержден список материалов, в состав которых входят МК и ММК в концентрации 15% и более, и предприятия по-прежнему не знают, какие из используемых материалов будут подвергаться контролю.
В ФСКН России на это отвечают, что список должна была подготовить как раз «Стоматологическая индустрия» – такое решение было принято прошлым летом на межведомственном совещании с участием службы, Минздрава РФ, Росздравнадзора и представителей ассоциации.
Пока идут споры, рынок стагнирует. По оценкам технического директора российского завода стоматологических материалов «ВладМиВа» Андрея Бузова, в целом падение объема продаж стоматологических материалов с содержанием МК и ММК в прошлом году составило 20–30%. Общий рынок закупок материалов для протезирования участники рынка оценивают примерно в $1,5 млн в год.
Падение продаж таких материалов российским партнерам зафиксировал в прошлом году завод «Стома». «Если раньше клиники закупали у нас такие материалы с долгосрочным запасом, то теперь они отказываются от таких закупок и берут только необходимый минимум из-за того, что теперь им нужно отчитываться за каждый грамм прекурсоров», – говорит представитель «Стомы».
«У нас были случаи, когда клиники, столкнувшись с перебоями в поставках стоматологических материалов, содержащих МК и ММК, совсем переставали работать с этими веществами и оказывать услуги по установке зубных протезов», – добавляет Павел Добровольский.
Андрей Бузов из «ВладМиВы» считает, что контроль работы с прекурсорами может повлечь за собой значительный рост конечной стоимости протезов: «Например, на нашем предприятии сейчас есть специальный бухгалтер, который занимается исключительно отчетностью по прекурсорам, специальный склад, где хранятся эти материалы и за который отвечает специальный сотрудник. Соответственно, общие расходы на работу с жидкостями и порошками, содержащими МК и ММК, увеличились. И так по всей цепочке: производитель–дистрибьютор–клиника».
Стоматологи отмечают, что сопоставимых по стоимости аналогов зубных протезов из акриловых пластмасс сейчас нет. «Мировая стоматология уходит от традиционного протезирования и движется в сторону установки титановых имплантатов. Но акриловое протезирование пока остается более доступным по цене. Если установка имплантата может стоить около 50 тысяч рублей, то цена акрилового протеза – в пять раз меньше», – отмечает шеф-редактор онлайн-журнала для пациентов Startsmile.ru Екатерина Гаспарова.
«Акриловые протезы устанавливают преимущественно людям старшего возраста льготных категорий, а это десятки миллионов человек. Сейчас мы приступили к разработке альтернативы акриловым пластмассам, но пока они будут завершены, пройдет несколько лет, а до этого доступность протезирования для таких пациентов может значительно снизиться», – предупреждает Андрей Бузов из «ВладМиВы».
По данным протокола ведения больных с полным отсутствием зубов Национального стандарта РФ, с такой проблемой сталкиваются 25% граждан РФ старше 60 лет.