03 Октября 2023 Вторник

Идея фиксы
Александр Раскин, Ольга Гончарова Мединдустрия
20 января 2014, 16:25
14886

ФСКН ищет прекурсоры в стоматологических протезах

В конце декабря отраслевая ассоциация «Стоматологическая индустрия» предложила исключить из перечня предшественников наркотических средств, подлежащих контролю в России, сырье для производства недоро­гих акриловых зубных протезов – метилакрилат и метилметакрилат. Замученные проверками производители и дистрибьюторы стоматологических материалов грозят ростом цен. Наркополицейские против – они подозре­вают, что из этих веществ наркоторговцы делают наркотик, известный как «белый китаец» или «дракончик».

Позицию ФСКН России можно понять – 3-метил­фентанил («белый китаец») считается одним из са­мых опасных и сильных наркотиков. Например, его средняя разовая доза для наркомана составляет всего 0,00002 г, в то время как для одного приема героина в среднем нужно 0,1 г этого вещества. Наркотик начал активно распространяться в России 20 лет назад, но в 2006-2007 годах поставки удалось остановить, и о нем почти забыли. Три года назад «белый китаец» появился снова – большие партии были задержаны в Саратовской и Смоленской обла­стях. Вслед за этим были выявлены факты массовых поставок наркотика из стран Балтии и Голландии.

Сотрудники ФСКН России установили, что для изготовления «белого китайца» наркопроизво­дители используют именно метилакрилат (МК) и метилметакрилат (ММК). Опираясь на эти сведения, Правительство РФ издало постановление №398 от 3 июня 2010 года «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», в соответствии с кото­рым оба вещества в концентрации 15% и более были включены в соответствующий список. В том же году были изданы правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использова­ния, перевозки и уничтожения прекурсоров, а также требования к отчетности о деятельности, связанной с оборотом этих веществ.

Например, компании должны хранить МК и ММК в отдельных помещениях и исключать доступ к ним посторонних лиц. Торговые операции, связанные с оборотом этих веществ, подлежат лицензиро­ванию, а планируемый объем их производства, переработки и использования должен быть отра­жен в особой отчетности, которую предприятия и клиники направляют в территориальные органы ФСКН.

Наркополицейские принятыми мерами довольны. До внесения МК и ММК в перечень прекурсоров, отмечают они, имелся целый ряд фактов их ис­пользования при незаконном изготовлении нарко­тических средств. А после включения соединений в перечень УФСКН по Санкт-Петербургу и Ленин­градской области был выявлен только один факт

незаконного использования метилметакрилата в кустарной лаборатории по производству 3-метил­фентанила. Поэтому сейчас исключать вещества из перечня нецелесообразно, уверены в ФСКН.

В Минздраве РФ и Росздравнадзоре на запрос VM не ответили.

В течение полутора лет после вступления в силу новых законодательных норм проблема «бело­го китайца» почти не касалась стоматологов. Сотрудники ФСКН посещали единичные клиники, а многие врачи и не предполагали, что за нарушение учета и хранения МК и ММК им могут грозить судебные санкции. «Тепли­лась надежда, что представители органов власти будут действовать в границах здравого смысла и не станут искать прекурсоры в зубных проте­зах – неизвестно ни одного случая, когда бы стоматолог пытался изготавливать наркотики из расходных материалов», – поясняет директор омской клиники «Стоматология доктора Растор­гуева» Борис Расторгуев.

Тем не менее операция «Белый китаец» не обошла и зубопротезирование. Примерно с конца 2012 года сотрудники ФСКН, прокуратуры и Росздрав­надзора начали активно проводить оперативные мероприятия и проверки в стоматологических клиниках, торговых компаниях, производственных предприятиях. За ними последовали многочисленные судеб­ные процессы, в ходе которых участники рынка обвинялись в правонарушениях по хранению, учету и ввозу прекурсоров на территорию России. Самыми распространенными наказаниями для компаний-ответчиков стали штрафы в размере 100–200 тысяч рублей и временное прекращение деятельности на 7–20 суток.

Судебным санкциям подверглись клиники во всех регионах России. Например, за несвоевременное представление отчета о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, Первомайский район­ный суд Омска назначил «Стоматологии доктора Расторгуева» наказание в виде прекращения работы на семь суток. За аналогичное нарушение ГБУ РК «Ухтинская стоматологическая клиника» суд запре­тил оказывать услуги по зубопротезированию в тече­ние пяти суток. Липецкой клинике «Евро-Медика» за отсутствие отчета об использовании в деятельно­сти прекурсоров назначили 100-тысячный штраф.

Одно из первых уголовных дел планировалось в отношении белгородской торговой компании «ДЛюкс». Прошлой весной российская таможня задержала партию жидкости для изготовления протезов массой около 2,5 т, которую дистрибью­торы везли со склада харьковского завода «Стома», не имея соответствующей лицензии. «Мы не знали, что в этом материале содержались прекурсоры – производители не указывали такую информацию, и, соответственно, мы также не знали, что для ввоза нашей продукции нужны особые разрешения, – рассказывает представитель «ДЛюкс». – В итоге мы, конечно, получили все необходимые докумен­ты, но пришлось заплатить штраф и еще покрыть издержки за хранение продукции на таможенном складе». После получения лицензии на ввоз в Рос­сию продукции с содержанием прекурсоров произ­водство по уголовному делу в отношении «ДЛюкс» было прекращено.

Однако к тому времени у стоматологов уже началась настоящая паника. «Если ко мне придут проверя­ющие и без ордера и санкции начнут по шкафам моим лазить в поисках прекурсоров – я им реально головы поразбиваю, защищая свое имущество, ибо это настоящий грабеж и беззаконие», – угрожал Doctorstom на форуме 100mat.ru. А участник форума Dental-revue.ru призывал к широкомасштабным акциям протеста. «На определенный период, от недели до месяца, всем сообществом отказаться от использования злосчастного мономера. Отка­заться демонстративно, с плакатами в клиниках, пиаром, ТВ и прочим... Отказаться всем, включая врачей госучреждений. И тогда присоединится самый голосующий электорат – бабушки и дедуш­ки». Идею объединения против контролирующих органов поддерживал и участник форума 100mat.ru Tory: «Наезжают на каждого поодиночке, а бороться нужно сообща».

Скоро о консолидированном решении проблемы задумались и отраслевые ассоциации. Стоматологи­ческая ассоциация России (СтАР), объединяющая более 40 тысяч стоматологов, и ассоциация «Сто­матологическая индустрия» писали письма с прось­бой обратить внимание на проблему прекурсоров в стоматологии во все задействованные в процессе ведомства: Минздрав, Росздравнадзор, ФСКН Рос­сии. «Свои первые обращения мы отправили еще в августе 2012 года, как раз когда начали получать жалобы от компаний и клиник», – вспоминает президент «Стоматологической индустрии» Павел Добровольский.

В максимальных концентрациях (более 90%) МК и ММК содержатся в материалах для изготовления съемных зубных протезов – порошках и жидкостях. «Извлечь МК и ММК из стоматологических мате­риалов, а тем более из готовых акриловых пластмасс практически невозможно. Об этом говорят в том числе заключения, которые мы получили от между­народных компаний – производителей стоматоло­гических материалов, таких как Zhermak», – отме­чает Павел Добровольский.

В письмах стоматологи указывали и на то, что им по объективным причинам сложно выполнять законодательные нормы. Например, российские дистрибьюторы и клиники не всегда знают, в каких из используемых ими материалов и в какой именно концентрации содержатся МК и ММК, потому что зарубежные производители стоматологических материалов такую информацию не предоставляют. При этом больше 80% материалов для зубных про­тезов российские предприятия покупают за рубе­жом, а основную долю рынка занимает украинский завод «Стома».

ФСКН России частично прислушалась к аргумен­там стоматологических ассоциаций и год назад предложила Правительству РФ упростить процеду­ру учета операций с использованием МК и ММК. В результате Правительство РФ издало постановле­ние №1303 от 13 декабря 2012 года «О внесении из­менений в некоторые акты Правительства РФ в свя­зи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотроп­ных веществ». Этот документ частично облегчил работу предприятий с прекурсорами – например, при отсутствии возможности содержать прекурсоры в отдельных помещениях их разрешалось хранить в расположенных на охраняемых территориях емкостях – цистернах, резервуарах, бочках и другой транспортной таре.

Но, по словам представителей «Стоматологической индустрии», основные проблемы решены не были. Например, до сих пор не утвержден список материа­лов, в состав которых входят МК и ММК в концен­трации 15% и более, и предприятия по-прежнему не знают, какие из используемых материалов будут подвергаться контролю.

В ФСКН России на это отвечают, что список должна была подготовить как раз «Стоматологи­ческая индустрия» – такое решение было принято прошлым летом на межведомственном совещании с участием службы, Минздрава РФ, Росздравнадзо­ра и представителей ассоциации.

Пока идут споры, рынок стагнирует. По оценкам технического директора российского завода сто­матологических материалов «ВладМиВа» Андрея Бузова, в целом падение объема продаж стоматоло­гических материалов с содержанием МК и ММК в прошлом году составило 20–30%. Общий рынок закупок материалов для протезирования участники рынка оценивают примерно в $1,5 млн в год.

Падение продаж таких материалов российским партнерам зафиксировал в прошлом году завод «Стома». «Если раньше клиники закупали у нас такие материалы с долгосрочным запасом, то теперь они отказываются от таких закупок и берут только необходимый минимум из-за того, что теперь им нужно отчитываться за каждый грамм прекурсо­ров», – говорит представитель «Стомы».

«У нас были случаи, когда клиники, столкнувшись с перебоями в поставках стоматологических матери­алов, содержащих МК и ММК, совсем переставали работать с этими веществами и оказывать услуги по установке зубных протезов», – добавляет Павел Добровольский.

Андрей Бузов из «ВладМиВы» считает, что контроль работы с прекурсорами может повлечь за собой значительный рост конечной стоимости проте­зов: «Например, на нашем предприятии сейчас есть специальный бухгалтер, который занимает­ся исключительно отчетностью по прекурсорам, специальный склад, где хранятся эти материалы и за который отвечает специальный сотрудник. Соответственно, общие расходы на работу с жид­костями и порошками, содержащими МК и ММК, увеличились. И так по всей цепочке: производи­тель–дистрибьютор–клиника».

Стоматологи отмечают, что сопоставимых по сто­имости аналогов зубных протезов из акриловых пластмасс сейчас нет. «Мировая стоматология уходит от традиционного протезирования и дви­жется в сторону установки титановых имплантатов. Но акриловое протезирование пока остается более доступным по цене. Если установка импланта­та может стоить около 50 тысяч рублей, то цена акрилового протеза – в пять раз меньше», – отме­чает шеф-редактор онлайн-журнала для пациентов Startsmile.ru Екатерина Гаспарова.

«Акриловые протезы устанавливают преимуще­ственно людям старшего возраста льготных кате­горий, а это десятки миллионов человек. Сейчас мы приступили к разработке альтернативы акри­ловым пластмассам, но пока они будут завершены, пройдет несколько лет, а до этого доступность протезирования для таких пациентов может значи­тельно снизиться», – предупреждает Андрей Бузов из «ВладМиВы».

По данным протокола ведения больных с полным отсутствием зубов Национального стандарта РФ, с такой проблемой сталкиваются 25% граждан РФ старше 60 лет.

прекурсоры, фскн, стоматологические материалы

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа