27 Июля 2024 Суббота

До наследной капли
Софья Лопаева Фарминдустрия
9 февраля 2015, 16:07
17522

Продавец косметических средств построил на имени академика Федорова пирамидальный бизнес

Санкт‑петербургская компания «Созвездие мечты» нашла способ монетизировать имя легендарного хирурга в терапевтическом ключе. Год назад предприятие вывело на рынок профилактические капли для глаз под названием «Экстракт алоэ по С. Федорову». Продукцию продают три основных дистрибьютора в регионах, официальный представитель в Москве, а также десятки частных лиц в России и Казахстане. Производители, зарабатывающие на «именном» товаре несколько миллионов рублей в год, о роялти наследникам Святослава Федорова и согласовании продаж таких капель с ними предпочитают не думать.

ООО МНПХ ≪Созвездие мечты≫ было зарегистрировано в Санкт-Петербурге в 2011 году и с тех пор продает БАДы и косметологические средства, а также удобрения и фильтры для доочистки воды. ≪Экстракт алоэ по С. Федорову≫ стал частью ассортимента компании год назад. Как указано на упаковке, это – чудодейственный тоник для глаз, ≪изготовленный по авторской методике Федорова≫.

Генеральный директор компании Владимир Кузнецов утверждает, что ≪капли по Федорову≫ – ≪косметическое средство профилактического действия≫ из разряда многочисленных тоников для глаз, которые ≪нужны для протирки век, особенно женщинам≫. Ничего экзотического в составе ≪капель по Федорову≫ нет. Основные ингредиенты – вода, ионы серебра, ≪Экстракт алоэ по Федорову≫, мед, аденозин, витамин В6, аскорбиновая кислота и бензалкония хлорид.

≪Капли по Федорову≫ только упаковкой отличаются от ≪Экстракта алоэ по Филатову≫, давно продающегося в России. Представители компании этого и не отрицают. ≪Есть другие компании, которые производят ≪Экстракт алоэ по Филатову≫, и это практически то же самое≫, – заявляет вице-президент ≪Созвездия мечты≫ Татьяна Георгиевская.

Найти разработчиков капель оказалось непросто. По словам представителей ≪Созвездия мечты≫, компания получила разрешение на использование состава ≪капель по Федорову≫ ≪у государственного института глазных болезней им. Гельмгольца в Чебоксарах≫, однако такого учреждения сейчас не существует. Выяснить происхождение капель VADEMECUM тоже не удалось.

Татьяна Георгиевская заявила, что ≪Созвездие мечты≫ занимается только реализацией продукта, который выпускает ООО НПФ ≪Биос≫. Однако представители НПФ ≪Биос≫ свою причастность к каплям отрицают. Гендиректор ≪Созвездия мечты≫ в свою очередь признается, что ему неизвестна история создания капель, и ссылается на разработчиков, которые ≪уехали далеко, на месяц или два≫.

Тем не менее ≪Созвездию мечты≫ удалось наладить дистрибьюторскую сеть и развернуть масштабную рекламную кампанию продукта. У предприятия сейчас есть три основных дистрибьютора, которые продают ≪Экстракт алоэ по С. Федорову≫ с большой наценкой – по 620 рублей. Фирма ≪Царский кедр≫, называя себя официальным дистрибьютором капель, в данный момент принимает заказы только по телефону и доставляет их почтой. Примерно по той же схеме работают прочие распространители. Дальше других в продвижении пошла компания ≪Апифитофарм≫, которая не только оформляет заказы по телефону, но и продает препарат на лекциях-презентациях. Еще в числе крупных дистрибьюторов капель – московская фирма ≪Фитомакс≫, или ≪ИП Васильев Николай Васильевич≫. Частные распространители продают капли в полтора раза дешевле дистрибьюторов.

≪Созвездие мечты≫ очень эффективно работает по принципу сетевого маркетинга, то есть представителем и дистрибьютором компании может стать кто угодно. ≪Созвездие мечты≫ – типичная МЛМ-компания: руководители разъезжают по городам России, Украины и Казахстана, проводя конференции, ≪лидерские семинары≫ и саммиты, встречаясь с партнерами и находя новых клиентов. Например, в конце января капли появились в Оренбурге: один и тот же партнер под ником ≪Елена≫ на разных сайтах начал продавать средство то за 300, а то и за 390 рублей. ≪Тоник по Федорову≫ можно купить в нескольких точках Тольятти и у местных жителей – партнеров ≪Созвездия мечты≫.

Убрав слово ≪мечта≫ из названия, питерская компания создала себе представителя в Москве. Меньше месяца назад один из партнеров ≪Созвездия≫ сделал сайт aloe-edorov.ru, целиком посвященный продвижению ≪капель по Федорову≫. На пробу представитель предлагает купить три упаковки по 390 рублей, а потом увеличить обороты.

Основную рекламу продукту делают дистрибьюторы. Например, в рекламном издании ≪Вестник здоровья≫ компании ≪Фитомакс≫ рентгенолог Лидия Михайлова из Снежинска пишет, что заработала себе катаракту и глаукому, а поскольку ≪в областной центр за 100 километров не наездишься≫, купила капли – и катаракта магическим образом исчезла. Через четыре месяца использования капель Любовь Захарова из Казани со зрением ≪минус пять≫ сняла очки. ≪Кто-то в нос даже капал, – говорит гендиректор ≪Созвездия мечты≫, – очень хорошие результаты≫. Если отталкиваться от указанной на упаковке ≪цены производителя≫ – 300 рублей – и верить распространителям, утверждающим, что только в Москве в день продается порядка пяти упаковок, нетрудно предположить: питерская компания выручает на ≪именных≫ каплях как минимум 500 тысяч рублей в год.

≪Созвездие мечты≫, по-видимому, так увлечено продвижением и продажами, что думать о самом Федорове им некогда. Вот как обозначает позицию компании по этому поводу генеральный директор: ≪Можно и туалетную бумагу назвать чьим-то именем... Если бы мы нарушали – мы же не прячемся, – нам бы уже давно все предъявили по полной программе. Если что-то вдруг, решим этот вопрос. Наши обороты не так уж интересны этим наследникам, чтобы судиться и бодаться. Сам Федоров – это величина, а кто там мы?≫

Президент Фонда содействия развитию передовых медицинских технологий им. Святослава Федорова Ирэн Федорова и гендиректор МНТК ≪Микрохирургия глаза≫ Александр Чухраев, тем не менее, уже обратили внимание на растущий бизнес и говорят, что ни ≪Созвездие мечты≫, ни какая-либо другая компания не согласовывала с ними использование имени академика Федорова. ≪Имя Святослава Федорова – международный бренд. Я как наследница написала письма во все филиалы МНТК о том, что Святослав Федоров не имеет к ним никакого отношения. Такие капли просто дискредитируют имя академика. Он никогда не изобретал подобные капли и всегда придерживался хирургических методов в лечении глазных заболеваний. Совместно с МНТК мы планируем предать эту историю широкой огласке, чтобы обезопасить пациентов≫, – утверждает Ирэн Федорова.

≪Существует товарный знак ≪Федоров≫, который зарегистрирован в отношении федерального государственного учреждения ≪Центр Федорова≫, – сообщил VADEMECUM партнер ≪Бейкер и Макензи≫ Денис Хабаров. – Он не действует для фармпрепаратов, но он действует в отношении микрохирургических инструментов и приборов. Вдова Федорова может попытаться использовать право на имя, которое защищается по Гражданскому кодексу. Это нематериальный объект, и его могут защищать наследники, родственники и заинтересованные лица≫.

Истории с использованием имен известных офтальмологов – не редкость. Основатель Центра глазной хирургии профессор Игорь Медведев уже несколько раз сталкивался с подобным мошенничеством. Последний случай произошел минувшим летом, когда Медведев получил из Воронежа письмо от женщины, обвинявшей врача в том, что он за 300 тысяч рублей продал ей ≪неисправный прибор≫. ≪Я в Воронеже был один раз в своей жизни, лет 20 назад, – разводит руками врач, – и не имею к этому славному городу никакого отношения≫. Обращаться в суд он не собирался: ≪Мошенников установить не пытался. Нет смысла. Если на каждой остановке выходить из поезда, до цели не доберешься≫.

офтальмологический рынок, офтальмология, оптический рынок, созвездие мечты

Менеджер по работе с ключевыми клиентами: как построить успешную карьеру и усилить позиции компании

Антон Федосюк: «Потребители лекарств ищут прежде всего ценность, а не цену»

В России готово к запуску производство первого дженерика для лечения костных метастазов рака предстательной железы

Дмитрий Руцкой уходит из аптечной розницы

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты июня 2024 года

Образ образования. Как сформировать новую культуру онлайн-обучения в здравоохранении