Санкт‑петербургская компания «Созвездие мечты» нашла способ монетизировать имя легендарного хирурга в терапевтическом ключе. Год назад предприятие вывело на рынок профилактические капли для глаз под названием «Экстракт алоэ по С. Федорову». Продукцию продают три основных дистрибьютора в регионах, официальный представитель в Москве, а также десятки частных лиц в России и Казахстане. Производители, зарабатывающие на «именном» товаре несколько миллионов рублей в год, о роялти наследникам Святослава Федорова и согласовании продаж таких капель с ними предпочитают не думать.
ООО МНПХ ≪Созвездие мечты≫ было зарегистрировано в Санкт-Петербурге в 2011 году и с тех пор продает БАДы и косметологические средства, а также удобрения и фильтры для доочистки воды. ≪Экстракт алоэ по С. Федорову≫ стал частью ассортимента компании год назад. Как указано на упаковке, это – чудодейственный тоник для глаз, ≪изготовленный по авторской методике Федорова≫.
Генеральный директор компании Владимир Кузнецов утверждает, что ≪капли по Федорову≫ – ≪косметическое средство профилактического действия≫ из разряда многочисленных тоников для глаз, которые ≪нужны для протирки век, особенно женщинам≫. Ничего экзотического в составе ≪капель по Федорову≫ нет. Основные ингредиенты – вода, ионы серебра, ≪Экстракт алоэ по Федорову≫, мед, аденозин, витамин В6, аскорбиновая кислота и бензалкония хлорид.
≪Капли по Федорову≫ только упаковкой отличаются от ≪Экстракта алоэ по Филатову≫, давно продающегося в России. Представители компании этого и не отрицают. ≪Есть другие компании, которые производят ≪Экстракт алоэ по Филатову≫, и это практически то же самое≫, – заявляет вице-президент ≪Созвездия мечты≫ Татьяна Георгиевская.
Найти разработчиков капель оказалось непросто. По словам представителей ≪Созвездия мечты≫, компания получила разрешение на использование состава ≪капель по Федорову≫ ≪у государственного института глазных болезней им. Гельмгольца в Чебоксарах≫, однако такого учреждения сейчас не существует. Выяснить происхождение капель VADEMECUM тоже не удалось.
Татьяна Георгиевская заявила, что ≪Созвездие мечты≫ занимается только реализацией продукта, который выпускает ООО НПФ ≪Биос≫. Однако представители НПФ ≪Биос≫ свою причастность к каплям отрицают. Гендиректор ≪Созвездия мечты≫ в свою очередь признается, что ему неизвестна история создания капель, и ссылается на разработчиков, которые ≪уехали далеко, на месяц или два≫.
Тем не менее ≪Созвездию мечты≫ удалось наладить дистрибьюторскую сеть и развернуть масштабную рекламную кампанию продукта. У предприятия сейчас есть три основных дистрибьютора, которые продают ≪Экстракт алоэ по С. Федорову≫ с большой наценкой – по 620 рублей. Фирма ≪Царский кедр≫, называя себя официальным дистрибьютором капель, в данный момент принимает заказы только по телефону и доставляет их почтой. Примерно по той же схеме работают прочие распространители. Дальше других в продвижении пошла компания ≪Апифитофарм≫, которая не только оформляет заказы по телефону, но и продает препарат на лекциях-презентациях. Еще в числе крупных дистрибьюторов капель – московская фирма ≪Фитомакс≫, или ≪ИП Васильев Николай Васильевич≫. Частные распространители продают капли в полтора раза дешевле дистрибьюторов.
≪Созвездие мечты≫ очень эффективно работает по принципу сетевого маркетинга, то есть представителем и дистрибьютором компании может стать кто угодно. ≪Созвездие мечты≫ – типичная МЛМ-компания: руководители разъезжают по городам России, Украины и Казахстана, проводя конференции, ≪лидерские семинары≫ и саммиты, встречаясь с партнерами и находя новых клиентов. Например, в конце января капли появились в Оренбурге: один и тот же партнер под ником ≪Елена≫ на разных сайтах начал продавать средство то за 300, а то и за 390 рублей. ≪Тоник по Федорову≫ можно купить в нескольких точках Тольятти и у местных жителей – партнеров ≪Созвездия мечты≫.
Убрав слово ≪мечта≫ из названия, питерская компания создала себе представителя в Москве. Меньше месяца назад один из партнеров ≪Созвездия≫ сделал сайт aloe-edorov.ru, целиком посвященный продвижению ≪капель по Федорову≫. На пробу представитель предлагает купить три упаковки по 390 рублей, а потом увеличить обороты.
Основную рекламу продукту делают дистрибьюторы. Например, в рекламном издании ≪Вестник здоровья≫ компании ≪Фитомакс≫ рентгенолог Лидия Михайлова из Снежинска пишет, что заработала себе катаракту и глаукому, а поскольку ≪в областной центр за 100 километров не наездишься≫, купила капли – и катаракта магическим образом исчезла. Через четыре месяца использования капель Любовь Захарова из Казани со зрением ≪минус пять≫ сняла очки. ≪Кто-то в нос даже капал, – говорит гендиректор ≪Созвездия мечты≫, – очень хорошие результаты≫. Если отталкиваться от указанной на упаковке ≪цены производителя≫ – 300 рублей – и верить распространителям, утверждающим, что только в Москве в день продается порядка пяти упаковок, нетрудно предположить: питерская компания выручает на ≪именных≫ каплях как минимум 500 тысяч рублей в год.
≪Созвездие мечты≫, по-видимому, так увлечено продвижением и продажами, что думать о самом Федорове им некогда. Вот как обозначает позицию компании по этому поводу генеральный директор: ≪Можно и туалетную бумагу назвать чьим-то именем... Если бы мы нарушали – мы же не прячемся, – нам бы уже давно все предъявили по полной программе. Если что-то вдруг, решим этот вопрос. Наши обороты не так уж интересны этим наследникам, чтобы судиться и бодаться. Сам Федоров – это величина, а кто там мы?≫
Президент Фонда содействия развитию передовых медицинских технологий им. Святослава Федорова Ирэн Федорова и гендиректор МНТК ≪Микрохирургия глаза≫ Александр Чухраев, тем не менее, уже обратили внимание на растущий бизнес и говорят, что ни ≪Созвездие мечты≫, ни какая-либо другая компания не согласовывала с ними использование имени академика Федорова. ≪Имя Святослава Федорова – международный бренд. Я как наследница написала письма во все филиалы МНТК о том, что Святослав Федоров не имеет к ним никакого отношения. Такие капли просто дискредитируют имя академика. Он никогда не изобретал подобные капли и всегда придерживался хирургических методов в лечении глазных заболеваний. Совместно с МНТК мы планируем предать эту историю широкой огласке, чтобы обезопасить пациентов≫, – утверждает Ирэн Федорова.
≪Существует товарный знак ≪Федоров≫, который зарегистрирован в отношении федерального государственного учреждения ≪Центр Федорова≫, – сообщил VADEMECUM партнер ≪Бейкер и Макензи≫ Денис Хабаров. – Он не действует для фармпрепаратов, но он действует в отношении микрохирургических инструментов и приборов. Вдова Федорова может попытаться использовать право на имя, которое защищается по Гражданскому кодексу. Это нематериальный объект, и его могут защищать наследники, родственники и заинтересованные лица≫.
Истории с использованием имен известных офтальмологов – не редкость. Основатель Центра глазной хирургии профессор Игорь Медведев уже несколько раз сталкивался с подобным мошенничеством. Последний случай произошел минувшим летом, когда Медведев получил из Воронежа письмо от женщины, обвинявшей врача в том, что он за 300 тысяч рублей продал ей ≪неисправный прибор≫. ≪Я в Воронеже был один раз в своей жизни, лет 20 назад, – разводит руками врач, – и не имею к этому славному городу никакого отношения≫. Обращаться в суд он не собирался: ≪Мошенников установить не пытался. Нет смысла. Если на каждой остановке выходить из поезда, до цели не доберешься≫.