По сведениям Vademecum, Правительство РФ и Министерство здравоохранения обсуждают способы смягчить положения антикоррупционного законодательства, запрещающие близким родственникам работать в учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Именно в сфере здравоохранения, особенно в медицинских центрах федерального подчинения, таких «трудовых династий» оказалось больше всего. При лояльном отношении регуляторов у родственников вроде бы появляется шанс сохранить свои рабочие места. Правда, некоторым из них теперь грозит разбирательство иного характера – темой медицинских академиков заинтересовалась прокуратура.
Борьба с коррупцией в нашей стране традиционно ведется без спешки. Федеральный закон «О противодействии коррупции» был принят в 2008 году, постановление правительства, описывающее, кому именно и что именно нельзя делать – в 2013-м, а внесенные в пункт 3 этого постановления поправки, запрещающие «осуществлять трудовую деятельность в случае близкого родства или свойства… с работником соответствующего фонда или иной организации, если осуществление трудовой деятельности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому», вступили в силу летом 2016 года.
Наконец, 9 декабря заместитель министра здравоохранения РФ Дмитрий Костенников разослал в подведомственные учреждения письмо, в котором, в частности, говорилось: «поскольку руководителю подконтрольны абсолютно все работники вверенной ему организации, единственной мерой по соблюдению запрета, установленного пунктом 3 постановления, является увольнение родственников (свояков)».
В случае неповиновения руководителям медучреждений пообещали увольнение «в связи с утратой доверия». Сроку на исполнение циркуляра было дано немного – всего неделя, до 16 декабря 2016 года.
В этот же день, по информации Vademecum, в Минздраве прошло совещание, на котором медицинским чиновникам еще раз напомнили о невозможности работать вместе с родственниками в одном медучреждении.
Самые дисциплинированные распоряжение головного ведомства исполнили – к 21 декабря с должностей в структурах Минздрава уволились как минимум три человека.
Покинул свой пост заместитель директора по научной работе Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии Алексей Кубанов, чья мать возглавляет центр. Ушла с должности научного сотрудника Российского кардиологического научно-производственного комплекса Ольга Чазова, поскольку исполняющей обязанности директора комплекса значится ее мать Ирина. Свое увольнение 21 декабря лично подтвердил корреспонденту Vademecum директор Лечебно-реабилитационного центра Минздрава Константин Лядов, чей сын Владимир остался заведовать отделением онкологии в том же учреждении. Ответившего за сына отца 12 января на директорском посту сменил завкафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Игорь Никитин.
Иначе поступил директор Российского онкологического научного центра (РОНЦ) им. Н. Н. Блохина академик РАН Михаил Давыдов-старший, чей 31-летний сын Михаил Давыдов-младший возглавляет НИИ клинической онкологии в том же РОНЦ.
Увольняться или собственноручно увольнять сына Михаил Давыдов-старший не стал. В декабре 2017 года источники Vademecum в Минздраве и РОНЦ подтвердили, что Давыдов-старший начал обсуждение ситуации «на уровне замминистра здравоохранения».
Напряжение вокруг родственной темы нарастало, и в дело пришлось вмешаться министру.
«С нами тогда это постановление [о запрете совместной работы с родственниками в федеральных учреждениях. – Vademecum] не согласовывалось, и оно было для нас такой же неожиданностью, как для всех. Министерство рассмотрело его подробно, мы обратились в правительство с письмом… что, может быть, не надо столь огульно это правило распространять на всех родственников, а говорить о невозможности занятия должностей, связанных с административно-хозяйственной, управленческой функцией, не должно быть закупок, не должно быть кадровой политики, не должно быть отношения к заработной плате», – заявила Вероника Скворцова, добавив, что предложение пересмотреть запрет «поддерживается многими».
В пресс-службе правительства факт получения обращения подтвердили: «Данный вопрос [пересмотр положений постановления. – Vademecum] рассматривается Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке».
Возможно, отцу и сыну Давыдовым удастся сохранить свои посты в РОНЦ, однако именно им опасность теперь грозит с другой стороны. Председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов направил письмо генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить выборы в РАН на предмет конфликта интересов. Как рассказал Кабанов VM, он обратил внимание на то, что среди новых членов РАН, избранных 28 октября, оказалось 13 родственников именитых академиков, занимающих руководящие должности в медицинских учреждениях.
В частности, стал в тот день членом-корреспондентом РАН и Михаил Давыдов-младший.
Кирилл Кабанов 18 января подтвердил Vademecum, что Генпрокуратура по его обращению проверку уже начала.