12 Мая 2024

≪Чтобы испортить мою репутацию, нужно показать видео, где я пью кровь младенцев≫
Кирилл Седов
21 апреля 2014, 19:20
8006

Как диетолог Алексей Ковальков основал клинику, стал телеведущим и почему теперь хочет стать депутатом

Авторы диет и методик коррекции веса редко держат сакральное знание в себе, напротив, считают своим долгом регулярно популяризировать свои взгляды в СМИ. Например, диетолог Марина Королева ведет рубрику в журнале «Семь дней», а на радио «СИТИ-FM» есть программа «Рецепты здоровья с доктором Мухиной». Владелец клиники коррекции веса Алексей Ковальков пошел дальше остальных. Он многократно выступал приглашенным экспертом, получил авторское эфирное время на радио и телевидении, а теперь намерен добавить себе политического веса – баллотироваться в Мосгордуму.

«ШАРИКИ НАДО ВРАЩАТЬ – И ГОЛОД ПРОХОДИТ»

Конкретными операционными показателями работы своей компании владелец и гендиректор Клиники коррекции веса доктора Ковалькова делится неохотно. Он предпочитает озвучивать данные об учете «продукции» в натуральном выражении. По его словам, суммарно в течение года его пациенты сбрасывают несколько десятков тонн жира. «Два вагона, представляете?!» – восклицает Алексей Ковальков, личная консультация которого стоит 100 тысяч рублей. Потом, уже с меньшей ажитацией, диетолог все-таки признается, что годовой оборот компании составляет «несколько миллионов рублей», а «коэффициент доходности [наверное, речь идет о EBITDA. – VM] колеблется в пределах 5–10% в год».

В начале 90-х Алексей Ковальков работал корпоративным врачом в фирме, занимавшейся строительным консалтингом. Руководитель компании, англичанин, поставил перед доктором нетривиальную задачу – помочь сотрудницам бухгалтерии в срочном порядке сбросить вес. Похудеть удалось не всем, но эстетические запросы гендиректора в общем и целом были удовлетворены. Так доктор Ковальков, окончивший Второй мед и ординатуру в НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, то есть став врачом-офтальмологом, впервые попробовал свои силы в диетологии. Углублять познания пришлось в Америке, где диетологи пользуются традиционно высоким спросом. «Меня пригласили два парня, выходцы из Одессы, евреи, – рассказывает Ковальков. – Сказали, что в Нью-Йорке очень много полных людей, и все, кто хоть что-то понимает в этом, зарабатывают огромные деньги. Что в Бруклине сидит парень, который вставляет два шарика под кожу, их надо вращать – и голод проходит. И к нему – очередь».

Шесть лет, проведенные в США, Ковальков характеризует как «неинтересное время», хотя многие полезные навыки и принципы он, по собственному же признанию, приобрел именно там.

Вернувшись в Россию, Ковальков стал работать частным врачом. Вызов на дом стоил $100, и клиентура была самая разная. «Я приезжал к цыганским баронам, к бандитам и их женам, к диаспорам разным. Я знал всю Москву – сверху донизу, не брезговал ничем», – вспоминает диетолог. По американской привычке соблюдать закон врач решил оформить медицинскую лицензию, однако столкнулся с неожиданным препятствием. Чиновники Росздравнадзора заниматься оформлением документов почему-то не захотели, тогда и соответствующих бланков в ведомстве не было.

Поскольку рецептов Ковальков не выписывал, ему предложили воспринимать свою деятельность как «чтение лекций». Но упорный диетолог лицензию все же получил, пусть для этого доктору, тогда практиковавшему на дому у пациентов, пришлось, согласно СанПиНам, арендовать кабинет с отдельной вентиляционной системой.

«СТОИТ ОДИН РАЗ ЗАПЛАТИТЬ, И ИЗ ТЕБЯ СДЕЛАЮТ ДОЙНУЮ КОРОВУ»

«Когда я вернулся в Россию, пришлось все начинать с нуля, потому что меня здесь не знал вообще никто», – говорит Ковальков. В сфере диетологии узнаваемость – один из ключевых факторов. Восполнить нехватку публичности помогло телевидение. Первый телевизионный опыт был, разумеется, случайным – как-то раз Ковалькову позвонил знакомый, который попросил заменить его на съемках передачи и выступить в роли «приглашенного эксперта». С тех пор ходить на программы о здоровом питании пришлось как на работу. При этом Ковальков уверяет, что никогда не платил ни рубля за эфир. «Мне иногда финансовый директор предлагает передачу проплаченную сделать, но я отказываюсь, потому что стоит один раз заплатить, и из тебя сделают дойную корову. Но чтобы быть медийным лицом, надо появляться на экране минимум четыре раза в неделю», – уверен врач. Сам он следует этому алгоритму неукоснительно, появляется регулярно. Диетолог даже стал соведущим программ о здоровом образе жизни на телеканале «Домашний», а на радиостанции «Вести ФМ» отвечает на вопросы слушателей в авторской передаче с почти гамлетовским названием «Есть или нет».

В 2010 году медицинский холдинг «Медэп» пригласил брендированного доктора возглавить клинику лечения избыточного веса. Впрочем, даже со звездным главврачом медпредприятие демонстрировало убытки – по словам самого Ковалькова, теряло ежемесячно около 700 тысяч рублей. Через год модному диетологу представилась возможность открыть собственную компанию. Одна из благодарных пациенток предложила ему арендовать помещение клиники «Целитель» на Варшавском шоссе. «За открытие медцентра «с нуля» я вообще бы не взялся – потому что это несколько миллионов замороженных денег. Ты должен сделать ремонт, закупить оборудование, набрать штат врачей, и потом год ждать, пока тебе дадут лицензию», – говорит Ковальков. Вместе со своей командой он, по сути, устроился на работу в уже отлицензированную клинику, а собственную лицензию оформил позже. В итоге капитальные вложения обошлись доктору всего в 2 млн рублей.

Медцентр Ковалькова декларирует индивидуальный подход к каждому пациенту и работу по авторской методике. В ее основе – подбор правильного питания и определенного уровня физических нагрузок, а также комплексное воздействие «на все звенья патологического процесса».

Воздействие, надо сказать, довольно гуманное. Например, считать калории и вести пищевой дневник методика от пациентов не требует. Есть после 18.00 разрешает. Однако список запрещенных продуктов есть. Туда входят сахар и все, что содержит сахар (в том числе, например, соки и мед), хлеб и любые изделия из муки, картофель, белый шлифованный рис, полуфабрикаты, соленые и копченые продукты, а кроме того – продукты с высоким содержанием жира, пищевых добавок и консервантов. По словам Ковалькова, его клиника выстраивает не столько систему питания, сколько систему жизни. Помимо консультаций диетолога, психолога и эндокринолога любая программа похудания здесь включает анализ волос на микроэлементы и исследование тела с помощью биоимпедансметра – аппарата, который позволяет врачу определить соотношение воды, жировой и клеточной массы. В итоге стабильного результата достигают примерно 80% пациентов клиники. Для сравнения, когда люди пробуют сбросить большой вес, 30–40 кг, самостоятельно, сделать это удается всего 5% худеющих, приводит статистику Ковальков.

Цены в клинике варьируются в зависимости от веса, который хочется сбросить. Например, программа «Минус 15», предназначенная для пациентов с избыточным весом до 15 килограммов, стоит 26 950 рублей. «Минус 25» стоит 40 450 рублей. Используя эти данные, а также информацию о том, что клиенты клиники за год худеют на несколько десятков тонн жира, VM попробовал составить хотя бы приблизительное представление о выручке компании. Допустим, что было сброшено всего 20 тонн, и что все клиенты использовали программу «Минус 15», сбрасывая по 15 кг и платя клинике 26 950 рублей. Получается, что годовая выручка клиники должна составлять никак не меньше 35,93 млн рублей.

«ГОВОРЯ, ЧТО ЗАНИМАЮСЬ ПОЛИТИКОЙ, Я ТЕРЯЮ ИНДЕКС ПОПУЛЯРНОСТИ»

«Метод Ковалькова» позволяет клинике выйти на уровень рентабельности за полтора года, с дальнейшим приростом доходов от 10 до 20% в год. По крайней мере, так утверждается в разделе «Франчайзинг» на сайте компании. Для работы по франшизе нужно располагать 100 кв. м площади, соответствующей нормам СанПиН. В медцентре должны быть два санузла, два кабинета врачей-диетологов, кабинет психолога и кабинет исследования состава тела. Набор необходимого оборудования минимален. Диетологам достаточно компьютеров и биоимпедансметра. Под брендом Ковалькова уже работают семь клиник – в Красноярске, Калининграде, Екатеринбурге, Ульяновске, Ставрополе, Краснодаре и Челябинске. Рост количества партнерских центров сдерживают особенности выдачи лицензии: когда люди узнают, что перед открытием клиники нужно год сидеть с «замороженными» деньгами, энтузиазм падает, объясняет Ковальков.

Действующую систему вхождения в рынок частной медицины он характеризует словами «мракобесие и коррупция». Впрочем, скоро ему может представиться шанс исправить ситуацию – в ближайшее время бизнесмен намерен отойти от управления клиникой ради депутатской работы. Выборов в федеральный парламент ждать слишком долго, и поэтому осенью он будет баллотироваться в Мосгордуму как кандидат от «Справедливой России». В «Единую Россию» Ковальков, годами выстраивавший своеобразный публичный образ, не пошел «по имиджевым соображениям». «Говоря, что я занимаюсь политикой, я сразу теряю 10–15% индекса популярности. Но если я скажу, что работаю в «ЕР», я сразу потеряю 50% этого индекса, потому что в народе есть четкое клеймо, что это – партия жуликов и воров», – объясняет свой выбор доктор. «Справедливая Россия» же, по мнению Ковалькова, остается единственной партией, которая себя никак не скомпрометировала. В то же время диетолог говорит: «Я не боюсь испортить себе репутацию, занимаясь политикой. Моя репутация настолько сильна, что, для того чтобы ее испортить, нужно показать видео, на котором я пью кровь младенцев».

Вариантов работы в «несистемной оппозиции» бизнесмен не рассматривал, поскольку убежден, что большинство представленных в ней партий и блоков финансируются из-за рубежа. «Нужно помнить фразу Экзюпери: если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, – говорит врач, цитируя, в общем-то, Маяковского. – Например, Майдан. Представляете, сколько денег потребовалось, чтобы кормить людей на площади? Да просто туалеты поставить и вовремя все это вывозить – это уже громадные деньги».

Концепцию реформы здравоохранения Ковальков уже разработал. Одно из ключевых предложений – изменение страховой модели. Предприниматель предлагает ввести обязательное минимальное медицинское страхование работающих граждан с возможностью увеличения ими сумм страховых платежей и, следовательно, страховых выплат. При этом любой человек должен иметь возможность контролировать накопительную часть суммы своих платежей и сам решать, к какому врачу ему обратиться. Кроме того, деньги от каждого пациента будут идти на его персональный счет в частной страховой компании, которую он сам сможет выбрать. Все это, по мнению «справоросса» Ковалькова, даст возможность предъявлять претензии по качеству лечения и объему необходимой терапии не к абстрактному государству, а к конкретной страховой компании.

Реформаторских идей у доктора Ковалькова множество, но на перспективы их воплощения в жизнь он смотрит реалистично, то есть на мгновенную модернизацию здравоохранения не рассчитывает. Впрочем, говорит диетолог, главное – выбрать момент. «Когда Путин говорит что-то сделать, все чиновники начинают суетиться, как блохи, – объясняет соискатель депутатского мандата. – И если им в этот момент предложить какую-то здравую идею, то вполне возможно, что прокатит».

похудение, диетология

Нормативная лексика. Отраслевые правовые акты апреля 2024 года

Стоп, колоссы. Куда разгоняются участники ТОП200 аптечных сетей по выручке в 2023 году

О чем говорили на форуме «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития»

Первый межотраслевой форум «Индустрия здравоохранения: модели опережающего развития». Текстовая трансляция

«Практика ГЧП в медицине только зарождается». Крупный отраслевой инвестор – о детских болезнях государственно-частного партнерства в здравоохранении

Переделы допустимого. На что клиники могут тратить средства системы ОМС