30 Сентября 2023 Суббота

Бог марли
Тимофей Добровольский, Екатерина Макарова Импортозамещение Мединдустрия
16 ноября 2015, 16:58
8245

Кому российские производители традиционных перевязочных средств молятся о стопроцентном импортозамещении.

Пул отечественных компаний, занимающих более 60% рынка традиционных перевязочных материалов, обратился к Владимиру Путину с просьбой о защите от импортеров и поставщиков контрафакта. В коллективном письме на имя главы государства производители ватно-марлевых изделий обещают: если номенклатура этой группы попадет в перечень-приложение к правилу «Третий лишний», а в профильных тендерных процедурах комплексные закупки можно будет разбивать на «монолоты», российские производители уже в следующем году обеспечат 100% потребностей страны в традиционной перевязке.

Приватные идеи

Под обращением к Президенту РФ подписались крупнейшие отечественные производители этой продукции – ООО «ТДЛ Текстиль», ООО «ХБК Навтекс», ЗАО «Кинешемская ПТФ» и другие компании, объединившиеся год назад в НП «Ассоциация добросовестных производителей и поставщиков перевязочных средств» (ДПППС). Совокупно эти предприятия занимают 60–70% ватно-марлевого рынка, госпитальный сегмент которого оценивается в 3,4 млрд рублей. «Мы считаем, что инициатива Минпромторга России о расширении указанного перечня [списка импортозамещаемых медизделий, вошедших в правительственное постановление №102, известное в отрасли как правило «Третий лишний» – VM] своевременна и необходима в связи с тем, что доля импорта в поставках перевязочных материалов для государственных нужд составляет в настоящее время около 40%, – говорится в обращении. – При этом отечественные производители могут полностью обеспечить потребности муниципальных и государственных лечебных учреждений России качественными перевязочными средствами».

Однако для полной победы импортозамещения в сегменте простого включения профильной номенклатуры в списки «Третьего лишнего» российским производителям недостаточно. По их выстраданному убеждению, главным препятствием на рынке госзаказа для отечественных продуктов является система комплексных лотов, которая отсекает российские компании от участия в большинстве аукционов. В один лот, говорится в письме президенту, часто включаются позиции, фактически описывающие характеристики изделий импортных производителей, что ограничивает доступ к тендеру отечественных игроков. «Такие изделия, – поясняют авторы обращения, – уже получили у участников конкурса особое название – «блокирующие». Медучреждения, утверждают подписанты, могли бы приобретать перевязочные средства гораздо дешевле, чем при сложившейся практике тендеров, если бы подобные лоты были разбиты на ряд «монолотов» с более широким кругом поставщиков и производителей. Представители Ассоциации ДПППС свидетельствуют: стоимость импортного изделия выше стоимости отечественного аналога как минимум на 75%, при этом марлевая салфетка иностранного производства весит на 23% меньше российской, а следовательно, у нее хуже показатели по основному параметру – объему впитываемой жидкости.

«Мы просим президента поддержать введение понятия «монолот» – этот действенный инструмент поддержки отечественных производителей откроет дорогу на рынок госзаказа качественным медизделиям российского происхождения, – говорит глава Ассоциации ДПППС Сергей Жуков (подробнее – в интервью на стр. 28). – Мы не против того, чтобы в конкурсах участвовали иностранные компании, мы лишь хотим, чтобы у каждого, в том числе отечественного, производителя была возможность участвовать в тендерах на справедливой конкурентной основе». В администрации Президента РФ и Минпромторге на запросы VM о судьбе обращения ассоциации на момент подписания номера не ответили.

Можно ли моно

Драматическое трехстороннее противостояние отечественных производителей, импортеров и структур, осуществляющих закупки перевязочных и других элементарных расходных материалов для нужд медучреждений, длится не первый год. Одно из первых антимонопольных разбирательств о «блокирующих» позициях в смешанном лоте при закупке медицинских бинтов и других «расходников» произошло еще в 2007 году. Тогда Управление здравоохранения Воронежской области включило в один лот 18 позиций, в том числе бинты, вату, шприцы, клеенки и хирургические перчатки. Номенклатурное многообразие запроса отсекло от аукциона многих монопроизводителей. Выбывшее из тендера ЗАО «Медком-М», выпускающее перчатки, обратилось с жалобой в Воронежское УФАС. Представители проводившего аукцион Управления муниципального заказа пытались оспорить претензии заявителя, утверждая, что перчатки, так же как и шприцы, бинты, вата и клеенка, являются расходным материалом и относятся к медицинской продукции, а значит, «Медком-М» выбыл из тендера обоснованно.

Однако комиссия УФАС, сопоставив коды ОКВЭД, пришла к выводу, что перчатки и бинты относятся к разным типам изделий, технологически и функционально не связанным. По итогам рассмотрения дела администрация городского округа Воронеж, осуществлявшего закупки, получила предписание УФАС устранить нарушения федерального закона ≪О защите конкуренции≫ в части порядка определения победителя (или победителей) торгов. Давний воронежский прецедент, по мнению участников рынка, – скорее исключение из утвердившегося в практике правила. Отечественные производители считают себя отодвинутыми от рынка госзаказа – именно из-за проблемы «блокирующих» изделий многие из них просто прекратили заявляться на аукционах. «Мы для себя тему поставок в госучреждения давно закрыли, – говорит генеральный директор промышленного холдинга Evers Group Rus Алиса Бородина. – Сегодня закупочный процесс проходит по обезличенным торгам, где победителем становится только тот, кто дает минимальную цену. Но минимальная цена в большинстве случаев говорит о низком качестве продукта. Мы на это пойти не можем, поэтому такие изделия и не производим, а работаем в основном на аптечный сегмент».

Гендиректор ивановского ООО «Ньюфарм» Михаил Беляев предвидит вокруг «монолотов» серьезную лоббистскую борьбу: «Если в конкурсах все-таки появятся отдельные лоты, иностранцы зайти туда уже вряд ли смогут». Предположения российского промышленника подтверждают сами импортеры. «Введение «монолотов», скорее всего, станет для нас барьером при участии в торгах, – говорит руководитель направления «Средства по уходу за ранами» московского представительства шведской компании Molnlycke Health Care Ольга Журилова. Я уже слышала о таких инициативах, которые активно поддерживаются и лоббируются отечественными производителями различных расходных материалов и медицинской техники. Но насколько я знаю, антимонопольная служба считает, что это явное ограничение конкуренции, а использование таких приемов приведет в том числе к неконтролируемому ценообразованию».

Заказчики и потребители перевязочных средств к идее продуктового дробления госпитальных закупок относятся неоднозначно. «Задавался ли кто-то вопросом, на сколько частей будут дробиться обычные лоты и как в этой связи возрастет нагрузка на тендерные отделы? – озвучивает врач липецкой МСЧ «Cвободный сокол» Олег Суетин типичное для ответственных медработников рассуждение. – Если администрация медучреждения составляет большой лот для нужд какого-то отделения, то она экономит большой объем трудозатрат персонала, потому что каждая подготовка аукциона – это кипа бумажной работы. Если по каждому вздоху будет проводиться «монолот», больница только и будет, что заниматься госзакупками. С другой стороны, введение «монолота» – хороший способ поддержать отечественного производителя, при этом конкурентный принцип сохраняется: если импортная продукция окажется качественней, то станет победителем по праву».

марля, путин, отечественные производители, третий лишний, импортозамещение медизделий

Не учи крученого: как балансируют колесо сансары участники рейтинга Vademecum «ТОП200 аптечных сетей России»

«Нужен четкий стратегический фокус». Руководитель сегмента ДМС «Ингосстраха» – о новых правилах игры на рынке добровольного медстрахования

Александр Бронштейн покинул ЦЭЛТ

«Наша цель – системно продвигаться на глобальных рынках»

«С «Потоком» и врачи, и пациенты начинают чувствовать себя в безопасности»

Проект «ЭМИГо»: вместе к контролю над сахарным диабетом I типа