Матвиенко отметила, что сейчас бюджет несет «огромные расходы на неработающее население». «Пенсионеры, наши дети, инвалиды, люди с ограниченным здоровьем – вопросов нет. Но когда молодые, здоровые, работоспособного возраста нигде не работают – это теневая занятость либо просто не хотят работать. Тогда вопрос: а за счет каких источников доходов они живут?» – заявила проблему спикер СФ.
По ее словам, «люди, которые честно работают, не в тени, получают зарплату, с их доходов работодатель платит медицинскую страховку, и они содержат оказание медицинской помощи огромному количеству трудоспособных, неработающих просто так граждан». Введение обязательных взносов решит вопрос несправедливости и снизит нагрузку с региональных бюджетов, считает Матвиенко.
Зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный назвал инициативу сомнительной. Он задался рядом вопросов: «А что будет, если они не смогут заплатить? Не оказывать медицинскую помощь? Завалить суды исками о взыскании?» Куринный призвал не лишать людей права на бесплатную медпомощь, а начать выявлять «серую» занятость.
Страховые взносы – основной источник дохода ФФОМС. Например, в 2021 году по этой статье поступило 2,3 трлн рублей, или 88% от всех доходов фонда. Взносы работодателей в общей доле составили 1,5 трлн рублей. Другую значимую часть доходов ФФОМС – взносы за неработающее население (783 млрд рублей в 2021 году) – регионы в условиях дефицита бюджетов предлагали компенсировать за счет федерального бюджета. По данным персонифицированного учета в сфере ОМС, численность неработающего населения России на 1 января 2025 года составляет 79,3 млн человек.
В сентябре 2025 года вместе с проектом федерального бюджета Правительство и Минздрав РФ подготовили проект бюджета Федерального фонда ОМС на 2026 год и плановые 2027-2028 годы. Несмотря на рост основных показателей бюджета, по сравнению с 2025 годом его темпы оказались заметно ниже, чем это было в 2024-2025 годах. Предварительные детали бюджета ФФОМС на 2026 год – в нашем обзоре.