Согласно определению, анафилаксия – это жизнеугрожающая системная реакция гиперчувствительности немедленного типа, которая характеризуется быстрым развитием потенциально жизнеугрожающих изменений гемодинамики и нарушениями со стороны дыхательной системы. Кроме того, возможно поражение кожи, слизистых и желудочно-кишечного тракта. Анафилактический шок, как указано в КР, представляет собой острую недостаточность кровообращения по причине анафилаксии, которая проявляется снижением артериального давления на 30% от рабочего уровня и приводит к гипоксии жизненно важных органов.
В числе медицинских препаратов и материалов, которые чаще всего вызывают АШ, – антибиотики системного действия, нестероидные противовоспалительные и противоревматические препараты, рентгеноконтрастные средства, содержащие йод, миорелаксанты, латекс.
Согласно обновленным КР, при развитии АШ вне медицинской организации или в клинике, где нет отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, следует вызвать скорую помощь. В случаях, когда отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии присутствуют, требуется вызвать реанимационную бригаду. Кроме того, медработникам необходимо прекратить введение предполагаемого аллергена пациенту для снижения тяжести реакции.
Всех пациентов с АШ рекомендуется уложить на спину с приподнятыми нижними конечностями и повернутой набок головой. Нельзя поднимать или переводить в положение сидя пациента с АШ, так как это может привести к летальному исходу, однако сидячее положение может быть рекомендовано тем, у кого анафилаксия или анафилактический шок проходит в сочетании с удушьем из-за спазма (отека) верхних дыхательных путей. Беременных с анафилактическим шоком следует уложить на левый бок и обеспечить проходимость верхних дыхательных путей.
Для терапии АШ рекомендуется применение эпинефрина – это положение содержалось и в предыдущей версии клинических рекомендаций с указанием дозировок и способов введения.
В целях профилактики развития такой реакции следует у всех пациентов с АШ после стабилизации состояния собрать информацию о всех возможных провоцирующих факторах с целью их верификации. Кроме того, рекомендуется консультация аллерголога-иммунолога для определения аллергена, который вызвал АШ, и предотвращения дальнейшего контакта с ним.
Несмотря на это, летальный исход возможен даже при правильно оказанной медпомощи. Потенциальными факторами риска выступает тяжелая, двухфазная и смертельная анафилаксия, возраст более 65 лет, мужской пол, сопутствующие заболевания и прочие аспекты. В числе критериев качества оказания медпомощи – прекращение поступления аллергена в организм, незамедлительное введение эпинефрина, вызов реанимационной бригады или «скорой», мониторирование пульса и прочие действия.
В конце января 2025 года Минздрав РФ сообщал, что количество клинических рекомендаций в рубрикаторе ведомства к концу года должно увеличиться с бывших на тот момент 560 до 700 за счет разработки новых документов и актуализации или частичного объединения имеющихся КР. В течение 2024 года профсообщество и федеральный регулятор в преддверии перехода на работу по КР в ускоренном режиме актуализировали 261 и выпустили 120 новых КР.
В феврале 2025 года опубликован проект приказа об утверждении критериев оценки качества оказания медпомощи. В отличие от своего предшественника, новый регламент содержит в три раза больше уникальных критериев, помещенных в 21 раздел. Новая версия перечня учитывает все актуальные на начало 2025 года клинические рекомендации, ставшие обязательными к выполнению клиниками и врачами.
В марте Минздрав направил на согласование в профорганизации новую версию проекта приказа «Об утверждении порядка применения клинических рекомендаций». В новой редакции отсутствует пункт, согласно которому КР не будут являться «обязательными требованиями» и включаться в процесс оценки соблюдения требований при госконтроле, разрешительной деятельности и других формах оценки, осуществляемых регуляторами. Первая редакция такого приказа представлена на общественное обсуждение в январе 2025 года. В нем, в частности, предусмотрена возможность отклониться от алгоритмов в зависимости от клинического случая.