Так, Счетная палата установила, что расходы на предупредительные мероприятия по всей России составили 18-19% от общего числа средств, затраченных на страхование несчастных случаев на производстве. В 2022 году из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ (Соцфонд) возмещались расходы на реализацию 17 предупредительных мер, в 2023-м из этого списка исключили мероприятия по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
СП представила структуру расходов по страхованию от НСПиПЗ: медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пользуется заметно меньшим спросом (8 млрд рублей в 2023 году), чем ежемесячная страховая выплата, на которую в 2023 году было направлено 80,2 млрд рублей. Помимо этого, аудит показал, что основная доля в расходах на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний приходится на оплату приобретения работникам средств индивидуальной защиты (34,4%) и проведения обязательных периодических медосмотров (22,9%), санаторно-курортного лечения (СКЛ) предпенсионеров (16,1 %) и СКЛ работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (10,2%).
Как отметили аудиторы, ежегодно в территориальные органы Соцфонда обращаются более 30% страхователей за возмещением расходов на профилактику травматизма. В ходе контрольных мероприятий Счетная палата проверила работу трех таких отделений – по Москве и Московской области, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также по Нижегородской области. Так, согласно полученным данным, в 2022-2023 годах в обозначенных отделениях потратили 7,8 млрд рублей на профилактику профессионального травматизма. Кассовое исполнение указанных трат составило в целом в 2022 году 98,4%, в 2023 году – 99,9%, причем нецелевых расходов установлено не было.
Специалисты Счетной палаты в карте предложений по итогам контрольного мероприятия в приоритетном порядке рекомендовали Минтруду РФ рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. До 1 апреля 2025 года ведомству предложено проработать вопросы урегулирования порядка принятия решений о финансовом обеспечении предупредительных мер.
До того же срока Минтруду рекомендовано решить вопрос об установлении предельного размера возмещения расходов на санаторно-курортное лечение. Как указывают эксперты СП, отсутствие норматива возмещения расходов страхователя на СКЛ создает неравные условия предоставления услуг разного уровня со стоимостью, различающейся почти в семь раз – от 59 до 412 тысяч рублей.
Минтруд в июне 2024 года обновил Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний работников, занятых на вредных и опасных производствах. Корректировки касаются оценки профессиональных рисков на рабочих местах и документации, связанной с санаторно-курортным лечением сотрудников.
Позднее Минздрав РФ подготовил проект приказа об утверждении методики оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы. В проекте зафиксированы критерии оценки вклада таких периодов на последнем и предыдущих местах работы в возникновение хронических профессиональных заболеваний. Нововведение пока не утвердили.