Письмо № 00-10-30-3-06/14799 «О направлении информации по вопросам оплаты медицинской помощи», подписанное главой ФФОМС Ильей Баланиным, разослано директорам терфондов ОМС 9 сентября.
Первым вопросом стала оплата вызова бригады скорой медицинской помощи для умерших граждан. По данным ФФОМС, оплате по ОМС подлежат только случаи, когда «скорая» выехала для оказания медпомощи, но уже в процессе лечения либо до приезда бригады пациент скончался. Другими источниками бюджета оплачивается вызов для констатации смерти человека. Эта позиция, уточнили авторы разъяснений, подтверждается предыдущими письмами фонда и рядом судебных решений первой, апелляционной и кассационной инстанций.
ФФОМС также коснулся уже классической проблемы клиник с источниками оплаты патологоанатомических вскрытий и исследований. Программа госгарантий гласит, что за счет федерального либо регионального бюджета оплачиваются вскрытия пациентов, умерших при оказании медпомощи по ряду профилей, среди них – ВИЧ-инфекции, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, а также находившихся в хосписах и больницах сестринского ухода.
Также эти источники бюджета используются, если пациент умер в медорганизации, оказывающей амбулаторную и стационарзамещающую помощь.
Исследования могут покрываться ОМС, только если пациент получал стационарную медпомощь по заболеванию, входящую в базовую программу ОМС, либо умер по время оказания скорой медицинской помощи.
Законодательство, с другой стороны, не позволяет использовать бюджет ОМС для оплаты транспортировки тел умерших. «В случае смерти застрахованного лица обязательства страховых медицинских организаций по оплате медицинской помощи и обязательства медицинских организаций по оказанию медицинской помощи прекращаются», – говорится в письме.
Подобный документ федеральный регулятор составляет не впервые – в конце 2023 года и начале текущего года была выпущена серия писем, где также поднимался вопрос разрешенных и запрещенных расходов за счет бюджета ОМС. Подробнее – в обзоре Vademecum.