Авторы изменений подчеркивают, что содержание госпрограммы (постановление Правительства РФ №1640 от 26 декабря 2017 года) потребовалось актуализировать в связи с результатами оценки «текущего состояния сферы охраны здоровья граждан с учетом достигнутых в 2022 году результатов реализации мероприятий госпрограммы, итогов Всероссийской переписи населения, а также в условиях внешнего санкционного давления».
Так, полностью переписан первый раздел документа «Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан» – в нем обновили данные, дополнив его статистикой по итогам 2022 года, а также исключили ранее присутствовавшие негативные данные, тенденции, критическую оценку системы здравоохранения.
Например, из текста исчезла формулировка «отмечается недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения» – вместо нее есть «благодаря реализации федеральных проектов в первичном звене на созданных более 4 тысяч фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаторий за четыре года выполнено более 3,5 млн посещений». Исключено упоминание диспансеризации населения, тогда как ранее в документе присутствовал тезис «часто выявляется формальный подход медицинских работников к проведению диспансеризации. У граждан не сформирована потребность в ежегодном ее прохождении».
Кроме того, опущено сообщение о кадровом дефиците медработников. Вместо этого отмечается, что в 2022 году по сравнению с 2021-м увеличилась укомплектованность штатных должностей, выросли объемы целевой подготовки по программам специалитета и ординатуры, а также стало больше медиков, прошедших профессиональную переподготовку. Также больше нет тезисов об износе медоборудования субъектов, дефиците лекарств и статистики по ряду демографических показателей.
Минздрав скорректировал и формулировку одной из основных целей программы. «Повышение удовлетворенности населения медицинской помощью» преобразовано в «оценку общественного мнения по удовлетворенности населения» медпомощью. Точечно актуализирован список задач госпрограммы.
Ряд оценочных суждений от специалистов Минздрава появились в тексте госпрограммы в 2022 году при подготовке бюджета на 2023 год и осмыслении итоговых данных 2021-го. Тогда, например, Минздрав так обозначил основные причины оттока кадров в медицине – это, по мнению ведомства, сокращение стимулирующих выплат за борьбу с COVID-19 и миграция врачей в негосударственные клиники.
Проект документа, предложенный Минздравом в августе 2023-го, также обновляет правила предоставления для регионов федеральных субсидий. Новые условия финансирования вводятся для программы профилактики сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов, находящихся на диспансерном наблюдении, допускается, в отличие от предыдущей редакции постановления, ручная корректировка размера субсидии.
В раздел, посвященный программе модернизации первичного звена, впервые будут вписаны новые регионы РФ. Для более тщательного контроля за освоением субсидий на модернизацию первичного звена новых регионов будет привлечен Росздравнадзор. Федслужба в случае принятия поправок будет оценивать техническое задание при закупке медицинских изделий, их соответствие стандартам оснащения медорганизаций, а также соответствие средневзвешенным ценам по данному виду медицинских изделий за последние полгода.
Изменится и алгоритм финансирования региональных программ по оптимальной для восстановления здоровья медицинской реабилитации.