В докладе также отмечается, что показатели профессиональной заболеваемости в целом по стране по различным видам экономической деятельности в период 2013–2022 годов имели тенденцию к снижению, за исключением «деятельности в области здравоохранения и социальных услуг». В этом сегменте зафиксирован рост заболеваемости в 2,7 раза.
Кроме того, предприятия из этой сферы деятельности занимают третье место среди показателей профессиональной заболеваемости на 10 тысяч работающих в 2022 году. Так, в области здравоохранения и социальных услуг удельный вес случаев в структуре впервые выявленной профессиональной патологии составил 14,63%. Больше только в сферах по добыче полезных ископаемых (40,32%) и обрабатывающих производств (28,44%).
«Доля впервые выявленных хронических профессиональных заболеваний при обращении за медицинской помощью продолжает расти. В результате впервые за последние 10 лет в 2022 году структура хронической профессиональной патологии по условиям выявления изменилась. Наибольшее количество случаев хронических профессиональных заболеваний выявлено при обращении за медицинской помощью (52,36%), а в период проведения периодического медицинского осмотра снизилась на 22,06% и составила 47,64%», – указали в Роспотребнадзоре.
На протяжении последних лет, отмечается в докладе, сохраняется структура выявляемости хронической профессиональной патологии в зависимости от типа медучреждений и их специализации. Так, доля впервые выявленных хронических профзаболеваний в медорганизациях общей сети продолжала расти и увеличилась по сравнению с 2013 годом на 6,15%, а доля впервые выявленных хронических профзаболеваний в центрах профпатологии уменьшилась на 10,89%.
«В последние годы наметилась тенденция к росту числа случаев хронических профессиональных заболеваний, установленных в научно-исследовательских учреждениях, в том числе учреждениях Роспотребнадзора (в 2022 году медицинские организации – 8,98%, НИУ – 33,46%, центры профпатологии – 57,56 %)», – подчеркивается в докладе.
В другом блоке этого же документа сообщается, что в России прямые медицинские расходы на COVID-19 в 2022 году могли быть на уровне от 0,76 до 1,35 трлн рублей. Разницу в докладе объясняют отличающимися методами подсчетов, которые используют в структурах Роспотребнадзора и Федеральном фонде ОМС.
Так, при расчете ущерба Центральный НИИ Роспотребнадзора включал определение абсолютного числа случаев COVID-19 по степени тяжести и стоимость одного случая лечения в зависимости от тяжести течения заболевания. ФФОМС же рассчитывал сумму с учетом средней стоимости одного законченного случая COVID-19 вне зависимости от степени тяжести течения заболевания, а также без учета коэффициента дифференциации регионов.