Департамент Москвы по конкурентной политике объявил тендер на офсетный контракт для нужд городской службы крови в конце марта 2023 года. Конкурс предполагал долгосрочный контракт на поставку 1,142 млн медизделий – контейнеров, колоколов, магистралей и консервантов для перевозки и хранения крови – до 2032 года. Взаимен поставщик должен вложить не менее 500 млн рублей в локализацию изделий в столичном регионе. Начальная максимальная стоимость контракта оценивалась в 5,277 млрд рублей.
В начале апреля 2023 года компания «Фармстандарт-Медтехника» подала жалобу на условия конкурса по шести пунктам. В частности, претензии касались объединения различных видов медизделий в один лот (что с середины 2021 года ограничено постановлением Правительства РФ №620), неприменения условий Каталога товаров, работ и услуг (КТРУ) при формировании технического задания, некорректного описания объектов закупки и указания на конкретные товарные знаки без условия поставки эквивалента. Также компанию не устроил размер штрафов: по мнению заявителя, санкции, прописанные в проекте договора за неустойки, нерелевантны условиям исполнения контракта, характеру и степени нарушений, для которых они установлены.
Процедура определения поставщика была приостановлена ФАС на время рассмотрения жалобы. По итогам заседания комиссии регулятор посчитал жалобу компании обоснованной в части неправомерного объединения разных видов медизделий в один лот, регламентированных постановлением №620, нарушения при формировании технического задания параметров правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов, утвержденных правительственным постановлением №797, а также указаний в техническом задании на конкретные товарные наименования медизделий HS, Lathan, ВМВ американской Haemonetics.
В итоге представители ФАС выдали предписание об устранении нарушений, допущенных при составлении условий конкурса, а также передали материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.30 КоАП РФ.
Запрет на объединение разных наименований медизделий в один лот или контракт введен в июле 2021 года. Исключение составляли закупки по контрактам жизненного цикла, а также приобретение медоборудования с расходными материалами, предусмотренными производителем. Кроме того, ограничения не касались закупок малого объема – до 600 тысяч, 1 млн и 1,5 млн рублей в зависимости от объема закупаемого в течение года медоборудования, то есть на сумму менее 50 млн рублей, 50–100 млн рублей и более 100 млн рублей соответственно. В случае превышения лимита объединение разных по номенклатуре медизделий было запрещено.
В середине января 2023 года ФАС приостановила процедуру определения победителя офсетного контракта на производство подгузников и пеленок на 11,8 млрд рублей, которую объявили столичные власти, из-за жалобы московского поставщика профильных изделий ООО «Калинка». Но после рассмотрения регулятор отклонил жалобу, приведя оригинальный довод о том, что поскольку офсетный контракт предполагает производство еще не зарегистрированных изделий, у которых нет действующего досье Росздравнадзора, то условия постановления №620 к данному конкретному конкурсу неприменимы.
Спустя два месяца Минпромторг России предложил внести поправки в постановление №620 и разрешить объединение различных видов медицинских изделий при конкурсах на заключение офсетных контрактов. Поправки обосновывались тем, что разыгранный еще до вступления в силу ПП №620 «офсет» предполагает локализацию широкой линейки из 44 медизделий, а в новых условиях проведение конкурсов по каждому из этих видов изделий в отдельности было бы экономически нецелесообразно. Изменения предложены мэром Москвы Сергеем Собяниным, следовало из пояснительной записки к проекту поправок.