События, рассматриваемые в судебном процессе, начались в 2013 году с недобровольной госпитализации женщины (ее имя не раскрывается) в стационар организации психиатрического профиля города Чайковского в Пермском крае. Там завели медкарту больного, внесли соответствующие данные в электронный регистр, однако отпустили пациентку под диспансерное наблюдение после 48 часов госпитализации.
Женщина обратилась в суд и в 2021 году оспорила госпитализацию, также были удалены соответствующие метки в электронных ресурсах, однако требование изъять и уничтожить медкарту с диагнозом выполнить не удалось. Согласно №323-ФЗ и подзаконным актам, медкарты хранятся в организации 25 лет, необходимы для экспертизы качества медпомощи и других формальных процедур, призванных как раз защитить права пациента, уточнили в Пермской краевой судебной коллегии по административным делам.
Решение суда заявительницу не удовлетворило. С ее слов, пометка в медкарте ставила под угрозу ее преподавательскую деятельность и опекунство над сыном-инвалидом.
Получив отказ в апелляционной инстанции, женщина обратилась в Конституционный суд. Тот признал, что уничтожить медкарту по закону и Конституции РФ невозможно, но отметил, что пп. 11 и 12 ч. 1 ст. 79 №323-ФЗ необходимо уточнить и дополнить, чтобы меддокументация могла отражать факт оспоренной принудительной госпитализации пациента.
По мнению суда, в текущем виде нормы ФЗ не соответствуют Конституции РФ по ряду положений в части защиты прав и достоинства такой категории лиц. Конкретно, считают в КС, пометка в медкарте влияет на моральное состояние пациентки, ее восприятия себя как полноценного члена общества и вызывает психологический дискомфорт.
Кроме того, информация о принудительном лечении хотя и является врачебной тайной, «все равно может оставаться доступной для лиц, оказывающих медицинскую помощь соответствующего профиля, и служить ориентиром для выработки позиции при выдаче справок, заключений и иных документов, касающихся психического здоровья лица, в том числе влияющих на возможность осуществления ими тех или иных прав».
Пока статья 323-ФЗ не скорректирована, медорганизации надлежит сделать пометку в медкарте о том, что госпитализация была оспорена. Постановление КС РФ №31-П от 13 июля 2022 года с таким предписанием вступило в силу 15 июля.
В 2020 году Конституционный суд вынес другое решение, направленное на регулирование обращения персональных данных пациентов, и постановил внести в 323-ФЗ изменения, определяющие «условия и порядок доступа к медицинской документации умершего пациента». Решению способствовала жалоба Риммы Свечниковой, которая не смогла получить у кировской федеральной медорганизации документы умершего супруга.