Адель Измайлов, главврач Башкирского республиканского клинического онкодиспансера:
– Считаю нецелесообразным наращивать трудовой стаж онкологов по другим специальностям, если их квалификация перестала соответствовать вступившему в силу профстандарту. Есть риск потери высококвалифицированных кадров, так как в нашем учреждении мы не сможем предоставить возможность увеличить стаж работы по другой специальности. При приеме врача на работу обязательным условием является наличие документов, подтверждающих специализацию по онкологии, и работодатель в первую очередь ориентируется на опыт работы и навыки – как по основной специальности «онкология», так и по иным. Однако после вступления профстандарта в силу мы столкнулись с проблемой нормативного характера – есть вопросы несоответствия требований этого регламента содержанию документов по аккредитации специалистов. В документах, дающих право на специализацию (сертификаты, аккредитация), не прописаны профессиональные компетенции (коды А, В и С). Согласно TK РФ, увольнение врача, в случае если его квалификация перестала соответствовать профстандарту, будет неправомерным.
Александр Кургузкин, врач-онколог клиники «Медгард» в Набережных Челнах:
– По моему мнению, работающим врачам-онкологам нужно переучиваться или накапливать стаж по другим специальностям, если квалификация этих врачей после вступления в силу профстандарта перестала ему соответствовать. Это улучшит общеклиническое мышление доктора, позволит качественнее и проще проводить дифференциальную диагностику ЗНО, увеличит процент правильного и своевременного установления диагноза, сократит время до госпитального этапа. В свою очередь это приведет к улучшению отдаленных результатов лечения (снижению смертности, уменьшению числа запущенных случаев, сокращению одногодичной летальности и увеличению процента пятилетней выживаемости). Если выясняется, что квалификация врача нашей клиники не соответствует новому профстандарту, то мы не увольняем такого специалиста. Целесообразнее провести его переподготовку. Конечно, врач, получивший после подготовки сертификат химиотерапевта или хирурга-онколога, – это здорово, но я считаю, что необходимо также ввести институт наставничества, хотя бы на 12 месяцев. На это должен быть ориентирован работодатель независимо от формы собственности клиники. Так будет достигнута преемственность поколений в диагностике и лечении ЗНО.
Олег Каганов, заведующий кафедрой онкологии Самарского ГМУ:
– В нашем вузе регулярно пересматриваются программы профпереподготовки, дополнительного и непрерывного медицинского образования в соответствии с современными требованиями, законодательством и профстандартами. Все работающие врачи-онкологи Самарской области имеют сертификаты специалиста, а повышение квалификации по онкологии могут проходить врачи любых специальностей, в том числе терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи (в соответствии с индивидуальными планами обучения при НМО). Я считаю, что для профессионального роста врачам-онкологам необходимо постоянно совершенствовать свои навыки и знания, в том числе при ДПО, НМО, а также в виде стажировок, участия в конференциях, в том числе по другим специальностям.
Михаил Ласков, основатель Клиники доктора Ласкова:
– Я не юрист, но в тексте нового профстандарта вижу: если врачи-онкологи хотят продолжать работать, то они должны соответствовать профстандарту, и поэтому они должны приобрести тот опыт, который указан в документе. Однако для этого не нужно переучиваться, для этого надо отрабатывать в неонкологическом стационаре. Мы давно работаем в параллельной от наших нормативных рамок реальности, и если читать закон буквально, то никто не имеет права практиковать. Работодатель вряд ли сможет легально кого-нибудь нанять из-за ограничений, вступивших в силу с новым профстандартом. Поэтому ему придется либо не нанимать новых специалистов, либо игнорировать законодательство и ждать расплаты. Наша клиника, к счастью, после вступления в силу профстандарта пока с проблемами не сталкивалась.
Александр Петровский, замдиректора НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина по образовательной деятельности:
– Закон обратной силы не имеет. Поэтому если у врача есть действующий сертификат онколога, то он имеет право работать по специальности вне зависимости от стажа. Дополнительные требования к работающим врачам не предъявляются. Дело в том, что профстандарт врача-онколога относится не только и, может быть, даже не столько к трудоустроенному врачу, а к тем специалистам, которые начнут проходить обучение и получать постдипломное образование врача-онколога. Для работающих специалистов профстандарт будет действовать только при их очередной аккредитации либо если они начинают обучение в ординатуре и по программам переподготовки. Более того, в соответствии с новым профстандартом, должен быть создан государственный образовательный стандарт. Мы не можем начать обучать кого-то в государственной системе, не имея такого госстандарта. Сейчас документ еще не утвержден, он находится в процессе создания и согласования. Поэтому если у нас поступление в ординатуру для вновь начинающих свою образовательную траекторию по онкологии состоялось бы вдруг сегодня, то все эти специалисты поступали бы по предыдущей программе, утвержденной прежним образовательным стандартом. Пройдет еще некоторое время, пока у нас появятся первые онкологи, соответствующие новому профстандарту. То есть профессиональный стандарт – это один из инструментов изменения образовательной траектории, а не требования, предъявляемые к специалисту прямо сейчас.