Проект подготовили глава Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Хубезов, его первый заместитель Леонид Огуль, член комитета Татьяна Соломатина и член Комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. О начале работы над документом Vademecum писал еще в феврале 2020 года.
Согласно проекту (копия есть у Vademecum), также предлагается дополнить 44-ФЗ статьей 111.5, в которой описываются особенности закупки препаратов с дополнительными обязательствами поставщика, например, в случае неэффективности лекарства. Из разработки следует, что если федеральный орган обнаружит несоответствие закупленного препарата установленным требованиям или выявит его недостаточную эффективность и безопасность, ранее одобренные условия контрактов могут быть пересмотрены.
Авторы инициативы отмечают, что реализация госгарантий с каждым годом становится все труднее в связи с появлением новых дорогостоящих препаратов для терапии ранее неизлечимых заболеваний или значимо повышающих продолжительность и качество жизни пациентов. «В условиях существующих бюджетных ограничений как на федеральном, так и на региональном уровне необходимо создание новых инструментов повышения эффективности использования доступного финансирования»,– сообщается в документе.
Фактически речь идет о так называемом риск-шеринге, распространенном в других странах. Механизм предполагает возможность возврата средств, потраченных по контракту поставки, если результаты применения препарата не соответствуют заявленным.
Леонид Огуль 20 июня на Конференции по оценке технологий здравоохранения уточнил, что законопроект пока не поступил на рассмотрение Госдумы.
«Отличная идея – контракты со встречными обязательствами. Не СПИКи, а именно когда ряд производителей, например, выпуская продукцию высоко маржинальную, берет на себя часть продукции, которая низко маржинальная. <…> Я считаю, что нужно обязательно внести изменения, касающиеся сокращения сроков и унификации сроков контрактов на поставку товаров, необходимых для жизнеобеспечения, к которым, в частности, относятся лекарственные препараты», – прокомментировала идею директор ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекобеспечения граждан» Минздрава РФ Елена Максимкина.
Обсуждение эффективности существующей системы закупок лекарств ведется с 2020 года. Тогда Фаррахов призывал подумать, как можно было бы максимально эффективно использовать бюджетные средства. На его взгляд, этому могло способствовать внедрение схем риск-шеринга, кост-шеринга и других договорных форм. По его словам, их применение стимулировало бы более эффективно расходовать деньги, а также позволило бы работать над привлечением инвестиций.