«Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств в особо крупном размере), но допрошен мой подзащитный в качестве свидетеля. В этом статусе нас никто не будет знакомить ни с какими промежуточными документами. В этом мы видим хитрость со стороны следствия. Как мне пояснил оперативный сотрудник, есть справка экспертно-криминалистического центра УВД о том, что данный лекарственный препарат является наркотическим средством», – сообщила адвокат Ольга Койнова, представляющая интересы купившего препарат жителя Новокузнецка. Она отметила, что уголовное дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретного человека.
Правоохранительные органы 10 января задержали мать 28-летнего жителя Новокузнецка в одном из почтовых отделений города, куда она пришла, чтобы забрать посылку из Индии, в которой находилось около 500 таблеток по 150 мг не зарегистрированного в РФ антидепрессанта. По ее словам, лекарственное средство необходимо ее сыну, страдающему психическим заболеванием более десяти лет.
Сам покупатель рассказал, что за время болезни пробовал разные схемы терапии, но ничто не помогало, становилось только хуже: назначаемые психиатрами препараты либо вызывали сильные побочные эффекты, либо стоили очень дорого. В 2018 году молодой человек узнал про bupropion – антидепрессант, которым в Европе и США с 1980-х лечат тревожные состояния, социофобию, синдром дефицита внимания, а также табачную зависимость. После этого он обратился к врачу с просьбой подсказать нужную дозировку.
«Психиатры, с которыми он консультировался, подсказали дозировку, но официально рекомендовать этот препарат не могли, так как он был исключен из госреестра лекарственных средств (ГРЛС)», – отметил Арсений Левинсон, юридический консультант по делам, связанным с наркотиками.
Препарат исключили из ГРЛС, но в список запрещенных не внесли. В перечне наркотических и психотропных веществ, а также их прекурсоров антидепрессанта нет, поэтому многие россияне продолжили покупать его через интернет.
В 2019 году bupropion пропал из российских аптек, а в отношении желающих заказать его из других стран правоохранительные органы стали массово заводить уголовные дела, так как антидепрессант приравняли к «производному наркотических средств». Его сочли производным запрещенного эфедрина из-за схожей молекулярной структуры, после чего он стал рассматриваться как наркотическое средство.