Более половины опрошенных экспертов посчитали, что «второй лишний» отрицательно отразится на ВМП и уровне инвалидизации пациентов, а также на предложении медтехники на российском рынке МИ, положительно – на темпах локализации медоборудования. Половина респондентов считают, что меры никак не скажутся на уровне доступности медпомощи, а мнения относительно эффекта на финансирование НИР по созданию новой медтехники разошлись.
Российские производители посчитали необходимым создание благоприятного климата для разработки новых технологий, включая «разумные источники» инвестиций и гарантий реализации созданной медтехники, а также упрощение доступа инновационных решений на рынок, отметив недостаточность финансовой и инвестиционной поддержки со стороны государства. Международные производители выразили заинтересованность в создании прозрачных условий локализации медтехники в РФ, а также развития отечественного рынка компонентной базы и поддержки со стороны государства крупноузловой сборки медоборудования с дальнейшим углублением уровня локализации.
Представители профессионального и медицинского сообщества обеспокоены рисками отставания в части оказания ВМП и срыве поставок медоборудования для оказания медпомощи в целом. С рисками неисполнения закупочных процедур, особенно на первом этапе, а также падением уровня конкуренции на рынке согласны и государственные эксперты, но со своей стороны уверены в необходимости импортозамещения на рынке медтехники и локализации производства иностранных мейджоров.
В целом опрошенные эксперты считают, что для проработки протекционистских мер на рынке медоборудования необходим более глубокий межведомственный диалог при более значительной роли Минздрава РФ в принятии подобных решений, в котором должны участвовать представители медицинского сообщества, поскольку они являются конечными пользователями медоборудования и несут ответственность перед пациентами.
Исследование проводилось с августа по ноябрь 2021 года в форме экспертного опроса среди более чем 20 представителей российских и иностранных производителей, представителей федеральных органов власти, врачей и пациентских сообществ с соблюдением паритета каждой из профильных групп. Как сообщили в компании, исследование было проведено PBN Hill+Knowlton Strategies по собственной инициативе.
Правительство РФ ввело правило «второй лишний» в отношении 30 категорий и медизделий 31 августа 2021 года. Под него попали гамма-терапевтические аппараты, электрокардиографы, пульсоксиметры и спирометры, оториноскопы, электроэнцефалографы, тонометры внутриглазного давления, аппараты УЗИ, микроволновой и ультразвуковой терапии, МРТ, дефибрилляторы, медицинские холодильники и морозильники, облучатели-рециркуляторы воздуха, стерилизаторы, электрохирургические аппараты, дыхательное оборудование, инкубаторы для новорожденных, консоли подвода медицинских газов и другое оборудование.
Согласно правилу, при госзакупках включенных в перечень изделий, в случае если на конкурс будет выходить хотя бы один поставщик со страной происхождения МИ из ЕАЭС, все остальные заявки с предложением импортного медоборудования будут отклоняться. Подтверждением производства на территории РФ является нахождение оборудования в реестре ГИСП Минпромторга РФ. Как следует из постановления, госзаказчик имеет право не применять правило, если в реестре отсутствует необходимая категория оборудования или медтехника с нужными техническими характеристиками, однако применение этой опции требует предоставления обоснования.
В декабре 2021 года стало известно, что медучреждения вынуждены откладывать конкурсные процедуры в отношении медоборудования, попавшего под «второй лишний», из-за отсутствия четкого механизма получения разрешения на закупку импортного оборудования, аналогов которого не производится в России.