Речь идет о внесении изменений в статьи 213 и 330 ТК РФ. По словам замминистра здравоохранения РФ Олега Салагая, законопроект уже прошел межведомственное согласование.
Предполагается, что водитель и врач будут общаться через видеокамеру, данные о состоянии здоровья водителей планируется хранить в единой информационной базе. «Сегодня телемедицина является привычной частью работы в системе здравоохранения. Важно, чтобы технологии и далее решали насущные задачи. Мы видим, в частности, перспективу широкого применения медицинских изделий, обеспечивающих дистанционную передачу информации, в проведении предсменных и послесменных медицинских осмотров», – пояснил Салагай.
«Использование промышленно-медицинских изделий открывает возможности для контроля за состоянием здоровья водителей, а от этого зависит безопасность на дорогах. Тем не менее должна быть обеспечена безопасность медицинских данных, идентификация личности работника и продуман механизм по регулярному прохождению профилактических исследований работником», – отметил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, добавив, что предлагаемый Минздравом законопроект «должен закрепить нормы по проведению медосмотров с применением телемедицинских технологий». По мнению Нилова, причиной многих аварий является уклонение транспортных компаний от очных медосмотров и фальсификация путевых листов водителей.
«Очный формат медосвидетельствования занимает много времени. По большому счету, его можно совместить и с ДМО [дистанционным медицинским осмотром], но тогда это нужно четко регламентировать: как этот осмотр должен проходить, как быть с потенциальной подменой медицинских данных, как быть с безопасностью медицинских данных, как проверять результаты. Это должно быть прописано в законе. Очевидно, что и технологии, и рынок дозрели, чтобы такая услуга была легализована. Многие организации проводят ДМО, но пока эта услуга находится в «серой зоне». Конечно, это плохо. Нужно четко прописывать законодательство», – пояснил Vademecum генеральный директор «СберЗдоровья» Анатолий Зингер.
В выездной медицинской службе «Вита Мед» Vademecum рассказали, что считают телемедицинские технологии одним из способов сбора медицинских показаний, но заменить проводившийся медработником полноценный предрейсовый осмотр такие технологии не могут.
В «Вита Мед» отметили, что у приборов есть референтные значения медицинских показателей, по которым принимается решение о допуске или отстранении водителя от работы. Однако специалисты считают, что если прибор выдает незначительное отклонение от нормы, то водителя необходимо направить на полноценный медосмотр, чтобы установить точный диагноз и назначить верное лечение. В компании подчеркнули, что, для того чтобы избежать технических неполадок, аппарат для телемедицинского осмотра водителя должен проходить проверку несколько раз в год. По опыту клиентов медслужбы самыми изнашивающимися являются манжеты для измерения артериального давления и лента для термопринтера. В компании считают, что наиболее успешным вариантом использования специального телемедицинского оборудования является его применение совместно с осмотром медработника, потому что таким образом врач меньше задействован в бумажной работе и, следовательно, будет более внимателен при осмотре.
В августе 2020 года Минздрав РФ также представил анонс разработки поправок в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», предусматривающих проведение пред- и послесменных медицинских осмотров водителей предприятий с помощью медизделий, обеспечивающих «автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья». Информации о том, на каком этапе сейчас находится этот законопроект, нет.