Как следует из ЕИС в сфере закупок, в апреле 2020 года Министерство здравоохранения Иркутской области заключило контракт на поставку 178 аппаратов ИВЛ «Авента-М» на 331,4 млн рублей без проведения конкурса.
УФАС установило, что, в соответствии с условиями контракта между Минздравом Иркутской области и АО «КРЭТ», медицинское оборудование должно быть поставлено и введено в эксплуатацию в период с 28 апреля по 2 октября 2020 года. «Это противоречит цели заключения контракта с единственным поставщиком, то есть срочности удовлетворения нужд заказчика, и значительно превышает максимальный срок осуществления закупки на конкурентной основе в рамках закона», – сообщили в ведомстве.
Кроме того, в ходе расследования выяснилось, что в Минздрав Иркутской области поступали коммерческие предложения от других компаний, которые могли поставить необходимое количество товара в меньший срок. По мнению УФАС, Минздрав имел возможность использовать конкурентный способ определения поставщика, однако принял решение о заключении контракта с единственным поставщиком, что признано нарушением Закона о контрактной системе.
Административное расследование по делу ведется в отношении исполнявшего на момент заключения контракта обязанности министра здравоохранения региона, сообщили в УФАС. В апреле 2020 года пост главы Минздрава занимала Наталия Ледяева, ушедшая в отставку в ноябре 2020 года после возбуждения уголовного дела о поставке контрафактных средств индивидуальной защиты в медучреждения региона.
Жалобу на действия регионального Минздрава подала некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК). Как следует из базы решений ФАС, ранее региональные управления ФАС по Амурской области и Чувашской Республике рассмотрели аналогичные жалобы ФБК, поданные на действия региональных минздравов. В обоих случаях действия заказчика были признаны незаконными.
В частности, УФАС по Амурской области признало нарушением закона заключение двух контрактов на поставку ИВЛ «Авента-М» на 37,2 млн и 18,6 млн рублей без проведения конкурса между региональным Минздравом и АО «КРЭТ», указав на то, что заказчики при выборе способа определения поставщиков по норме, предполагающей закупку без конкурса из-за чрезвычайной ситуации, обязаны «соблюсти разумный баланс» между действиями, направленными на предупреждение или устранение последствий чрезвычайной ситуации и соблюдение принципа обеспечения конкуренции. Предписание об устранении нарушений не было выдано из-за наличия обязательств у участников договора, однако ведомство рекомендовало рассмотреть возможность привлечения чиновников регионального Минздрава к административной ответственности.
УФАС Чувашской Республики, рассматривая жалобу на контракт на поставку ИВЛ «Авента-М» на 176,9 млн рублей, заключенный без проведения конкурса между АО «КРЭТ» и Минздравом региона, отметил, что прописанный в договоре срок поставки товара в 150 календарных дней «не указывает на необходимость в экстренной поставке товара» и пришел к выводу, что республиканским Минздравом нарушено требование ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
В АО «КРЭТ» сообщили Vademecum, что контракты заключались в условиях острой потребности в аппаратах ИВЛ, при которой заказчик старался максимально обеспечить себя необходимым оборудованием. «Проведение конкурсных процедур, в том числе электронного аукциона, могло привести к значительному увеличению срока поставки аппаратов искусственной вентиляции легких, в связи с этим было принято решение об осуществлении закупок без конкурсных процедур», – пояснили в КРЭТ.
В холдинге отметили, что в профильной статье № 44-ФЗ, регламентирующей чрезвычайные закупки, не прописаны требования к срокам поставки товара, а при выборе способа закупки у единственного поставщика заказчик исходил из «необходимости приобретения максимального количества аппаратов ИВЛ на сумму выделенных бюджетных средств», с учетом «острого дефицита предложений данного товара, динамичного роста цен и длительными сроками его поставки в порядке календарной очередности принятых поставщиками обязательств по контрактам, а также пессимистического прогноза развития заболеваемости коронавирусной инфекцией».
В марте 2020 года Правительство РФ назначило КРЭТ единственным поставщиком 6,7 тысячи аппаратов ИВЛ и ЭКМО стоимостью около 7,5 млрд рублей. По состоянию на апрель 2020 года благодаря контрактам с региональными минздравами объем заказов только аппаратов ИВЛ у «Ростеха» превысил 14 млрд рублей.
В мае 2020 года после пожаров в клиниках Москвы и Санкт-Петербурга Росздравнадзор приостановил обращение аппаратов ИВЛ «Авента-М». В июле их обращение было восстановлено, но только после предварительной проверки заводом-производителем, при этом регулятор изъял пять единиц медизделий и выдал предписание об устранении нарушений при производстве медтехники. В сентябре и октябре 2020 года производитель ИВЛ – Уральский приборостроительный завод – получил штрафы на общую сумму 600 тысяч рублей за несоответствие в документах на аппараты, недостаточные испытания и оборот недоброкачественных медизделий.