«Данное исследование имеет огромное значение для российской системы здравоохранения и является важным шагом к гармонизации процесса принятия решений по финансированию медицинских технологий с международной практикой, повышению прозрачности принятия решений о финансировании и улучшению доступа пациентов с социально значимыми заболеваниями к новым технологиям лечения. Следующим этапом должно стать закрепление параметра QALY в качестве универсального критерия оценки эффективности для всех лекарственных препаратов на законодательном уровне», – отметила Нурия Мусина, руководитель департамента развития и внешних связей ЦЭККМП.
В исследовании приняли участие 300 респондентов в возрасте от 18 лет (56% – женщины, 44% – мужчины). Результаты опубликованы в международном журнале Quality of Life Research.
В ЦЭККМП отметили, что в настоящее время в мире одним из ключевых критериев анализа эффективности медицинских технологий при принятии решений об их финансировании является стандартизированная оценка исходов лечения пациентами (patient-reported outcomes, PRO).
На основе данных PRO и составляется критерий QALY, который «позволяет оценить влияние медицинской технологии как на продолжительность, так и на качество жизни пациента». Состояние здоровья пациента оценивается по пяти параметрам: подвижность (мобильность), самообслуживание, активность в повседневной жизни, боль и дискомфорт, беспокойство и депрессия.
По информации ЦЭККМП, в России использование QALY «было затруднительным из-за отсутствия стандартизованной методики расчета на основе национальных популяционных норм качества жизни». При этом единственным применяемым в стране универсальным критерием оценки эффективности являются «годы сохраненной жизни». По мнению специалистов центра, это не может в полной мере дать представление о ценности лекарственного препарата или другой технологии для системы здравоохранения и пациента.
Наиболее важной областью использования результатов исследования в России, считают в ЦЭККМП, является «комплексная оценка лекарственных препаратов при формировании ограничительных перечней», а применение методики повысит прозрачность решений о государственном финансировании.
«Переход на пациентоориентированную модель является сегодня одним из приоритетов российской системы здравоохранения. Во всем мире мнение пациентов является важным критерием для принятия решений относительно использования технологий, влияющих на их здоровье. К сожалению, в России практическое внедрение такого подхода отстает от зарубежных стран. Полученные в ходе исследования оценки исходов пациентами позволяют понять действительную ценность лечения для пациента и учесть его мнение в процессе принятия решений о финансировании», – заключил сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
Осенью 2020 года корреспонденты информационного агентства Reuters выявили целенаправленную кампанию против ICER – американского Института клинического и экономического обзора, который проводил исследования, подтверждающие необоснованность цен на целый ряд препаратов, включая орфанные и от COVID-19. Критике со стороны Партнерства по повышению качества лечения (Partnership to Improve Patient Care), крупных фармкомпаний и Value our Health подвергся метод ICER – замер года жизни с поправкой на ее качество, то есть индекс QALY.
ICER неоднократно указывал на необоснованно высокие цены на различные препараты. Например, заявленная стоимость годового курса лечения Спинразой (нусинерсен) в США составляла $381,5 тысячи, а институт оценил его в $36,4 тысячи. После этого в некоторых случаях производители шли на уступки – так, в штате Нью-Йорк в июле 2020 года правление Medicaid проголосовало за то, чтобы стоимость годичного курса составляла не более $77 тысячи, то есть со скидкой в 80%.