21 Мая 2024 Вторник

Максим Кузнецов: «Пандемия сделала здравоохранение более гибким»
Партнерский материал
PHILIPS
9 февраля 2021, 8:45

Фото: Philips
3509

Пандемия COVID-19 заставила производителей медтехники серьезно скорректировать подходы к разработке и выводу на рынок новых решений, а также к поддержке уже существующих продуктов. Сегодня как никогда важно не только представлять новое диагностическое оборудование, но и предлагать «умные» цифровые системы на основе искусственного интеллекта, совершенствующие рабочий процесс в условиях распространения вируса, считает Максим Кузнецов, глава Philips в регионе Центральной и Восточной Европы, России, СНГ.

– Многие аналитики говорят о пандемии COVID-19 как о шансе на серьезный технологический прорыв в развитии медицины. Как вы оцениваете этот прогноз? Видите ли вы больший интерес со стороны государства, медучреждений, врачей к передовым технологиям и исследованиям?

– Пандемия COVID-19, безусловно, стала испытанием для всех участников системы здравоохранения. Необходимость поиска ответа на новые вызовы стала причиной значимых изменений, например, развеялся скепсис по отношению к телемедицине.

Можно сказать, что пандемия выступила катализатором развития телемедицины. Какой бы высокотехнологичной ни была медицинская отрасль, по определению она более консервативна в сравнении с потребительским бизнесом, так как на кону жизнь и здоровье людей. В период пандемии этот консерватизм был отброшен ради скорости принятия решений. Например, в этом году особенно актуально УЗИ легких – сегодня эта технология становится исключительно доступной. Существуют настолько компактные аппараты для ультразвуковой диагностики, что их можно легко хранить в кармане. Исследования можно проводить с помощью смартфона или планшета, подключив к ним специальный УЗ-датчик. По сути, сейчас даже врач на «скорой» может привезти с собой такой прибор для первичной диагностики, не говоря уже о терапевте, принимающем пациента. Решение позволяет оперативно провести процедуру, а при необходимости – связаться со вторым специалистом и в режиме реального времени узнать второе мнение.

Трансформация касается и форм сотрудничества с поставщиками, получившими развитие пусть не напрямую из-за пандемии, но отчасти в связи с ней: Москва, например, активно внедряет контракты жизненного цикла (КЖЦ) в медицинскую сферу. Это действительно инновационный подход к обновлению парка оборудования во всей системе российского здравоохранения. По сути, город покупает технику для медицинских учреждений с гарантированным обслуживанием на весь срок ее службы. В США уже с начала 1980-х годов подобный подход применяется во многих сферах, в том числе и в оснащении клиник.

– С учетом активной эксплуатации оборудования в период пандемии, это, наверное, особенно актуальная модель.

– Да. Нагрузка на все медицинское оборудование выросла кратно. Скажем, наши компьютерные томографы, на которых раньше проводили 30–40 исследований в день, теперь берут планку в 100 процедур ежесуточно. Получается, что износ техники растет, а вместе с ним и важность своевременного сервисного обслуживания. Бесперебойность работы становится принципиально важным фактором. Можно сказать, что система здравоохранения мобилизовалась и стала более гибкой.

Philips активно участвует в тендерах по КЖЦ в Москве. Какие преимущества получает компания, используя эту модель поставок?

– Контракт жизненного цикла позволяет производителю долгосрочно планировать и распределять ресурсы, а также снижать стоимость сервиса оборудования. Мы можем четко понимать, что, допустим, в течение пяти или семи лет нам нужно будет обслуживать определенное количество оборудования. А значит, надо повышать квалификацию инженеров, чтобы они были готовы в случае необходимости обеспечить сервис.

– Насколько пандемия и связанные с ней ограничения сказались на работе Philips в России и мире?

– Эпидемия повлияла не только на работу нашей компании, но и на мир в целом, на жизни людей. Это очень существенно. Начнем со структуры продаж. Первый момент касается рынка потребительской техники, а у нас на него приходится больше половины выручки. Товары, которые можно увидеть в магазинах «Твой дом», «М-Видео», «Эльдорадо», стали больше продаваться онлайн, и было просто поразительно, как быстро прошло перераспределение и перестроение рынка бытовой техники.

Поменялась структура рынка и в сегменте здравоохранения. Раньше превалировал запрос на диагностические решения для онкологии, гинекологии, травматологии, а также для кардиологии и кардиохирургии. Кстати, наша компания традиционно сильна в этом направлении – примерно каждый второй ангиограф в России произведен Philips. В этом году мы увидели резкое и заметное переключение на пульмонологию: наши компьютерные томографы, рентгеновские системы и аппараты искусственной вентиляции легких в одночасье стали еще более востребованы. Весной мы наблюдали настоящую гонку за этим оборудованием. Справляться с таким спросом нам помогало наше локальное производство. Мы собираем в Московской области некоторые модели компьютерных томографов и ультразвуковых аппаратов, что позволяет нам минимизировать сроки поставки оборудования в российские клиники.

Поскольку Philips присутствует в 120 странах, мы быстро сориентировались. Изменения в спросе заметили чуть ли не в прошлом декабре, хотя коронавирус пришел в Россию только в марте 2020 года.

– Можно сказать, сработали на опережение.

– Да, причем мы внимательно наблюдали за тем, что происходит в Китае. В начале эпидемии мы каждую неделю проводили круглые столы, чтобы понять картину и динамику событий. Это помогло нам составить представление о том, как ситуация может развиваться в России.

Наша команда консалтинга анализировала опыт стран, которым удавалось успешно бороться с пандемией, – Южной Кореи, Японии, Германии. Нашей задачей было не просто описать решения, которые там применялись, но и продумать, какие из них и как можно адаптировать к российским реалиям, ведь от локального контекста зависит очень многое. Мы структурировали полученные данные и предоставляли их безвозмездно в разные регионы и клиники нашей страны. Уверен, для многих наша работа оказалась полезной.

Кроме этого, понимая важность обмена знаниями в профессиональном медицинском сообществе в это непростое время, мы организовали серию вебинаров для врачей на темы, связанные с COVID-19.

Анализ ситуации в других регионах позволил нам вовремя скорректировать портфель решений, и мы сделали упор на жизненно важные технологии во время пандемии. Это прежде всего диагностическое оборудование, например, компьютерные томографы и ультразвуковые приборы. Чрезвычайно востребованными стали аппараты искусственной вентиляции легких и больничные мониторы.

Кроме того, существуют решения, которые значительно облегчают работу врачей в «красной зоне». Например, система поддержки принятия клинических решений для отделений реанимации ICCA автоматически собирает медицинские данные пациентов с прикроватного оборудования, анализирует их с учетом результатов лабораторных исследований и назначений медикаментов, а затем отправляет их на рабочую станцию, которая может находиться в «чистой зоне» больницы. Это снижает количество контактов пациента и врача. Помимо этого, персонал клиник избавлен от необходимости переносить бумажные носители из «красной зоны» в «чистую», а значит, не нужно тратить время и силы на дезинфекцию бумаг. Это и безопасно, и удобно. Также для лечебного учреждения использовать ICCA выгодно: система помогает отследить расход лекарств и материалов. Мы установили несколько таких систем в нашей стране и вскоре планируем увеличить количество подобных внедрений в несколько раз.

– Какие технологии компании Philips, которые были востребованы медучреждениями прежде, могут считаться перспективными в новых условиях?

– В текущей эпидемиологической ситуации важно снизить количество контактов врачей и пациентов. Поэтому цифровая реанимация, про которую я говорил ранее, сейчас становится очень востребованной.

В условиях пандемии на первый план вышла лучевая и ультразвуковая диагностика. Сейчас у всех на слуху ПЦР-тесты, с помощью которых определяют наличие вируса на слизистых. Но компьютерная томография, рентген и ультразвук не менее важны – эти методы позволяют оценить степень поражения легких, сосудов и сердца у пациентов с COVID-19. При этом на рынке сейчас востребовано не только само диагностическое оборудование, но и технологии для автоматической и полуавтоматической обработки данных, полученных на этих аппаратах. Незаменим и телемедицинский функционал таких решений, благодаря ему удается минимизировать контакты врачей с инфицированными пациентами, а также проводить дистанционные консилиумы и консультации со специалистами в сложных случаях.

В портфеле компании Philips в РФ представлены платформы IntelliSpace Portal с возможностью обработки данных КТ легких и IntelliSpace CardioVаscular, которая помогает оценивать влияние вируса на сердечно-сосудистую систему пациента. Технологии способны решать задачи как отдельно взятого медицинского учреждения, так и сети клиник (например, «Медси») или даже целого субъекта РФ. Так, системы развернуты в Сахалинской и Рязанской областях, где они собирают аналитику со всех больниц региона. Благодаря таким платформам значительно легче принимать взвешенные решения в рамках пандемии, а скорость обработки информации и медицинских снимков на местах повышается.

Понимая текущие вызовы системы здравоохранения, мы решили в этом году представить в России новый релиз наших систем, в которых будут алгоритмы ИИ для оценки поражения легких и проведения функционального анализа сердца.

Врачи по достоинству оценили нашу инновационную технологию в сфере УЗИ – мобильную систему Lumify. Это компактный «ультразвук», чуть больше айфона. Мы отдавали его на апробацию в ГКБ №40 в Коммунарке и в другие больницы, которые приняли на себя удар пандемии и принимали пациентов с COVID-19. С помощью ультрапортативного УЗ-датчика Lumify врач в «красной зоне» может провести ультразвуковое исследование и с помощью телемедицинских возможностей передать изображения в «чистую зону», где уже другой специалист описывает их. Ведь одно дело, когда нужно перемещать по отделению громоздкую тележку с УЗИ, а другое, когда в кармане халата лежит такой небольшой прибор, который удобен даже с точки зрения дезинфекции и стерилизации, что особенно важно для минимизации риска перекрестного заражения в больнице. Lumify позволяет не только передавать данные, но и транслировать изображение по видеосвязи коллегам в режиме реального времени. Например, фельдшер может проводить исследование, а врач УЗД, который находится далеко от места оказания помощи, сразу же дает рекомендации.

В контексте пандемии много говорится о роли телемедицины, однако подлинного прорыва в этом направлении пока не случилось. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы телемедицина стала если не рутинной, то повсеместной практикой?

– Если бы не ситуация с COVID-19, то развитие телемедицины заняло бы больше времени. Сейчас у системы, можно сказать, нет выбора. Разумеется, создание инфраструктуры для внедрения телемедицинских технологий – это первоочередная задача. Это касается и направления «врач – врач», когда обмен информацией происходит внутри профессионального сообщества, и «врач – пациент», когда больные получают медицинскую помощь дистанционно. Телемедицина не сможет войти в практику, если врачи во всех регионах не будут иметь доступ к интернету, а их рабочие места не будут оснащены компьютерами. Другой барьер – это обеспокоенность самих пациентов безопасностью личных данных. По данным исследования Philips «Индекс здоровья будущего» 2018 года, население России в целом не склонно доверять свои персональные данные индустрии здравоохранения (только 20% доверили бы свои личные данные медицинским организациям скорее, чем другим учреждениям). Однако возможно, что в этом году отношение к телемедицине изменилось.

С точки зрения роли государства, очень важна грамотная организация телемедицинских услуг. На телемедицинскую консультацию нужно выделять определенное время врача и соответствующее финансирование – сейчас в нашем здравоохранении это отсутствует. Кроме того, в рамках системы обязательного медицинского страхования должны быть предусмотрены необходимые тарифы.

Мы видим, как цифровизация становится реальностью, как она входит в нашу жизнь – интенсивнее, чем еще год назад. Телемедицина помогает разгружать систему здравоохранения. В обществе запрос на развитие телемедицины достаточно высокий, но, чтобы пользоваться технологическими решениями могли все, многих людей нужно обучать, вести просветительскую работу, особенно со старшим поколением.

– Будет ли Philips в России инвестировать в онконаправление, например, в создание профильных онкоцентров или клиник?

– Онкология – одно из наших приоритетных направлений. Мы стремимся предлагать медицинским центрам комплексное решение – от проектирования онкоцентров до эффективного выстраивания процессов внутри медицинских учреждений. В наш портфель входят решения для диагностики опухолей – это томографы, аппараты для ультразвуковых исследований, а также специализированные IT-системы для экспертного анализа, предназначенные именно для онкологии. Наши магнитно-резонансные томографы помогают при планировании лучевой терапии, а интеллектуальные платформы для патоморфологии – при оценке результатов биопсии. Мы поддерживаем прецизионный подход в онкологии – наши решения позволяют своевременно оценивать результаты лечения на каждом этапе. Благодаря этому можно персонализировать терапию, адаптировать ее для каждого пациента и, как следствие, получить лучший исход лечения.

– Чего ждать рынку в связи с продолжающейся пока, увы, пандемией?

– Как я говорил ранее, будет активно развиваться телемедицина. Коммерческие компании все больше инвестируют в эту отрасль. Бум телемедицины – это позитивное изменение. Мы рассчитываем, что в скором времени ситуация может измениться и на законодательном уровне.

Кроме того, будут меняться процессы внутри медучреждений и системы здравоохранения в целом. Руководители будут нацелены не на сам процесс лечения, а на результат, потому что по-другому нельзя: система здравоохранения уже перегружена, не справляется с наплывом пациентов, со всеми запросами, и продолжать «как раньше» уже просто не получится.

Картина дня: дайджест главных новостей от 20 мая 2024 года

Страховые случайности. Как Верховный суд трактовал спорные аспекты расходования средств ОМС

Соцфонд разработал правила работы информсистемы для обеспечения населения ТСР

Регулятор изменил порядок выдачи документа для получения льгот на комплектующие для медизделий

В Сеченовском университете открыли программу магистратуры по нанотехнологиям в медицине

Скончался президент Российского общества терапевтов Анатолий Мартынов

На достройку Камчатской больницы снова выделили почти миллиардный транш

Денис Мантуров будет курировать работу Минпромторга и соцразвитие УрФО

ВСП просит Минздрав расширить программу по борьбе с ССЗ

С Днем фармацевтического работника!