– Многие аналитики говорят о пандемии COVID-19 как о шансе на серьезный технологический прорыв в развитии медицины. Как вы оцениваете этот прогноз? Видите ли вы больший интерес со стороны государства, медучреждений, врачей к передовым технологиям и исследованиям?
– Пандемия COVID-19, безусловно, стала испытанием для всех участников системы здравоохранения. Необходимость поиска ответа на новые вызовы стала причиной значимых изменений, например, развеялся скепсис по отношению к телемедицине.
Можно сказать, что пандемия выступила катализатором развития телемедицины. Какой бы высокотехнологичной ни была медицинская отрасль, по определению она более консервативна в сравнении с потребительским бизнесом, так как на кону жизнь и здоровье людей. В период пандемии этот консерватизм был отброшен ради скорости принятия решений. Например, в этом году особенно актуально УЗИ легких – сегодня эта технология становится исключительно доступной. Существуют настолько компактные аппараты для ультразвуковой диагностики, что их можно легко хранить в кармане. Исследования можно проводить с помощью смартфона или планшета, подключив к ним специальный УЗ-датчик. По сути, сейчас даже врач на «скорой» может привезти с собой такой прибор для первичной диагностики, не говоря уже о терапевте, принимающем пациента. Решение позволяет оперативно провести процедуру, а при необходимости – связаться со вторым специалистом и в режиме реального времени узнать второе мнение.
Трансформация касается и форм сотрудничества с поставщиками, получившими развитие пусть не напрямую из-за пандемии, но отчасти в связи с ней: Москва, например, активно внедряет контракты жизненного цикла (КЖЦ) в медицинскую сферу. Это действительно инновационный подход к обновлению парка оборудования во всей системе российского здравоохранения. По сути, город покупает технику для медицинских учреждений с гарантированным обслуживанием на весь срок ее службы. В США уже с начала 1980-х годов подобный подход применяется во многих сферах, в том числе и в оснащении клиник.
– С учетом активной эксплуатации оборудования в период пандемии, это, наверное, особенно актуальная модель.
– Да. Нагрузка на все медицинское оборудование выросла кратно. Скажем, наши компьютерные томографы, на которых раньше проводили 30–40 исследований в день, теперь берут планку в 100 процедур ежесуточно. Получается, что износ техники растет, а вместе с ним и важность своевременного сервисного обслуживания. Бесперебойность работы становится принципиально важным фактором. Можно сказать, что система здравоохранения мобилизовалась и стала более гибкой.
– Philips активно участвует в тендерах по КЖЦ в Москве. Какие преимущества получает компания, используя эту модель поставок?
– Контракт жизненного цикла позволяет производителю долгосрочно планировать и распределять ресурсы, а также снижать стоимость сервиса оборудования. Мы можем четко понимать, что, допустим, в течение пяти или семи лет нам нужно будет обслуживать определенное количество оборудования. А значит, надо повышать квалификацию инженеров, чтобы они были готовы в случае необходимости обеспечить сервис.
– Насколько пандемия и связанные с ней ограничения сказались на работе Philips в России и мире?
– Эпидемия повлияла не только на работу нашей компании, но и на мир в целом, на жизни людей. Это очень существенно. Начнем со структуры продаж. Первый момент касается рынка потребительской техники, а у нас на него приходится больше половины выручки. Товары, которые можно увидеть в магазинах «Твой дом», «М-Видео», «Эльдорадо», стали больше продаваться онлайн, и было просто поразительно, как быстро прошло перераспределение и перестроение рынка бытовой техники.
Поменялась структура рынка и в сегменте здравоохранения. Раньше превалировал запрос на диагностические решения для онкологии, гинекологии, травматологии, а также для кардиологии и кардиохирургии. Кстати, наша компания традиционно сильна в этом направлении – примерно каждый второй ангиограф в России произведен Philips. В этом году мы увидели резкое и заметное переключение на пульмонологию: наши компьютерные томографы, рентгеновские системы и аппараты искусственной вентиляции легких в одночасье стали еще более востребованы. Весной мы наблюдали настоящую гонку за этим оборудованием. Справляться с таким спросом нам помогало наше локальное производство. Мы собираем в Московской области некоторые модели компьютерных томографов и ультразвуковых аппаратов, что позволяет нам минимизировать сроки поставки оборудования в российские клиники.
Поскольку Philips присутствует в 120 странах, мы быстро сориентировались. Изменения в спросе заметили чуть ли не в прошлом декабре, хотя коронавирус пришел в Россию только в марте 2020 года.
– Можно сказать, сработали на опережение.
– Да, причем мы внимательно наблюдали за тем, что происходит в Китае. В начале эпидемии мы каждую неделю проводили круглые столы, чтобы понять картину и динамику событий. Это помогло нам составить представление о том, как ситуация может развиваться в России.
Наша команда консалтинга анализировала опыт стран, которым удавалось успешно бороться с пандемией, – Южной Кореи, Японии, Германии. Нашей задачей было не просто описать решения, которые там применялись, но и продумать, какие из них и как можно адаптировать к российским реалиям, ведь от локального контекста зависит очень многое. Мы структурировали полученные данные и предоставляли их безвозмездно в разные регионы и клиники нашей страны. Уверен, для многих наша работа оказалась полезной.
Кроме этого, понимая важность обмена знаниями в профессиональном медицинском сообществе в это непростое время, мы организовали серию вебинаров для врачей на темы, связанные с COVID-19.
Анализ ситуации в других регионах позволил нам вовремя скорректировать портфель решений, и мы сделали упор на жизненно важные технологии во время пандемии. Это прежде всего диагностическое оборудование, например, компьютерные томографы и ультразвуковые приборы. Чрезвычайно востребованными стали аппараты искусственной вентиляции легких и больничные мониторы.
Кроме того, существуют решения, которые значительно облегчают работу врачей в «красной зоне». Например, система поддержки принятия клинических решений для отделений реанимации ICCA автоматически собирает медицинские данные пациентов с прикроватного оборудования, анализирует их с учетом результатов лабораторных исследований и назначений медикаментов, а затем отправляет их на рабочую станцию, которая может находиться в «чистой зоне» больницы. Это снижает количество контактов пациента и врача. Помимо этого, персонал клиник избавлен от необходимости переносить бумажные носители из «красной зоны» в «чистую», а значит, не нужно тратить время и силы на дезинфекцию бумаг. Это и безопасно, и удобно. Также для лечебного учреждения использовать ICCA выгодно: система помогает отследить расход лекарств и материалов. Мы установили несколько таких систем в нашей стране и вскоре планируем увеличить количество подобных внедрений в несколько раз.
– Какие технологии компании Philips, которые были востребованы медучреждениями прежде, могут считаться перспективными в новых условиях?
– В текущей эпидемиологической ситуации важно снизить количество контактов врачей и пациентов. Поэтому цифровая реанимация, про которую я говорил ранее, сейчас становится очень востребованной.
В условиях пандемии на первый план вышла лучевая и ультразвуковая диагностика. Сейчас у всех на слуху ПЦР-тесты, с помощью которых определяют наличие вируса на слизистых. Но компьютерная томография, рентген и ультразвук не менее важны – эти методы позволяют оценить степень поражения легких, сосудов и сердца у пациентов с COVID-19. При этом на рынке сейчас востребовано не только само диагностическое оборудование, но и технологии для автоматической и полуавтоматической обработки данных, полученных на этих аппаратах. Незаменим и телемедицинский функционал таких решений, благодаря ему удается минимизировать контакты врачей с инфицированными пациентами, а также проводить дистанционные консилиумы и консультации со специалистами в сложных случаях.
В портфеле компании Philips в РФ представлены платформы IntelliSpace Portal с возможностью обработки данных КТ легких и IntelliSpace CardioVаscular, которая помогает оценивать влияние вируса на сердечно-сосудистую систему пациента. Технологии способны решать задачи как отдельно взятого медицинского учреждения, так и сети клиник (например, «Медси») или даже целого субъекта РФ. Так, системы развернуты в Сахалинской и Рязанской областях, где они собирают аналитику со всех больниц региона. Благодаря таким платформам значительно легче принимать взвешенные решения в рамках пандемии, а скорость обработки информации и медицинских снимков на местах повышается.
Понимая текущие вызовы системы здравоохранения, мы решили в этом году представить в России новый релиз наших систем, в которых будут алгоритмы ИИ для оценки поражения легких и проведения функционального анализа сердца.
Врачи по достоинству оценили нашу инновационную технологию в сфере УЗИ – мобильную систему Lumify. Это компактный «ультразвук», чуть больше айфона. Мы отдавали его на апробацию в ГКБ №40 в Коммунарке и в другие больницы, которые приняли на себя удар пандемии и принимали пациентов с COVID-19. С помощью ультрапортативного УЗ-датчика Lumify врач в «красной зоне» может провести ультразвуковое исследование и с помощью телемедицинских возможностей передать изображения в «чистую зону», где уже другой специалист описывает их. Ведь одно дело, когда нужно перемещать по отделению громоздкую тележку с УЗИ, а другое, когда в кармане халата лежит такой небольшой прибор, который удобен даже с точки зрения дезинфекции и стерилизации, что особенно важно для минимизации риска перекрестного заражения в больнице. Lumify позволяет не только передавать данные, но и транслировать изображение по видеосвязи коллегам в режиме реального времени. Например, фельдшер может проводить исследование, а врач УЗД, который находится далеко от места оказания помощи, сразу же дает рекомендации.
– В контексте пандемии много говорится о роли телемедицины, однако подлинного прорыва в этом направлении пока не случилось. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы телемедицина стала если не рутинной, то повсеместной практикой?
– Если бы не ситуация с COVID-19, то развитие телемедицины заняло бы больше времени. Сейчас у системы, можно сказать, нет выбора. Разумеется, создание инфраструктуры для внедрения телемедицинских технологий – это первоочередная задача. Это касается и направления «врач – врач», когда обмен информацией происходит внутри профессионального сообщества, и «врач – пациент», когда больные получают медицинскую помощь дистанционно. Телемедицина не сможет войти в практику, если врачи во всех регионах не будут иметь доступ к интернету, а их рабочие места не будут оснащены компьютерами. Другой барьер – это обеспокоенность самих пациентов безопасностью личных данных. По данным исследования Philips «Индекс здоровья будущего» 2018 года, население России в целом не склонно доверять свои персональные данные индустрии здравоохранения (только 20% доверили бы свои личные данные медицинским организациям скорее, чем другим учреждениям). Однако возможно, что в этом году отношение к телемедицине изменилось.
С точки зрения роли государства, очень важна грамотная организация телемедицинских услуг. На телемедицинскую консультацию нужно выделять определенное время врача и соответствующее финансирование – сейчас в нашем здравоохранении это отсутствует. Кроме того, в рамках системы обязательного медицинского страхования должны быть предусмотрены необходимые тарифы.
Мы видим, как цифровизация становится реальностью, как она входит в нашу жизнь – интенсивнее, чем еще год назад. Телемедицина помогает разгружать систему здравоохранения. В обществе запрос на развитие телемедицины достаточно высокий, но, чтобы пользоваться технологическими решениями могли все, многих людей нужно обучать, вести просветительскую работу, особенно со старшим поколением.
– Будет ли Philips в России инвестировать в онконаправление, например, в создание профильных онкоцентров или клиник?
– Онкология – одно из наших приоритетных направлений. Мы стремимся предлагать медицинским центрам комплексное решение – от проектирования онкоцентров до эффективного выстраивания процессов внутри медицинских учреждений. В наш портфель входят решения для диагностики опухолей – это томографы, аппараты для ультразвуковых исследований, а также специализированные IT-системы для экспертного анализа, предназначенные именно для онкологии. Наши магнитно-резонансные томографы помогают при планировании лучевой терапии, а интеллектуальные платформы для патоморфологии – при оценке результатов биопсии. Мы поддерживаем прецизионный подход в онкологии – наши решения позволяют своевременно оценивать результаты лечения на каждом этапе. Благодаря этому можно персонализировать терапию, адаптировать ее для каждого пациента и, как следствие, получить лучший исход лечения.
– Чего ждать рынку в связи с продолжающейся пока, увы, пандемией?
– Как я говорил ранее, будет активно развиваться телемедицина. Коммерческие компании все больше инвестируют в эту отрасль. Бум телемедицины – это позитивное изменение. Мы рассчитываем, что в скором времени ситуация может измениться и на законодательном уровне.
Кроме того, будут меняться процессы внутри медучреждений и системы здравоохранения в целом. Руководители будут нацелены не на сам процесс лечения, а на результат, потому что по-другому нельзя: система здравоохранения уже перегружена, не справляется с наплывом пациентов, со всеми запросами, и продолжать «как раньше» уже просто не получится.