19 Мая 2024

«Образовательные программы Международного медкластера будут доступны не только «звездам», но и молодым талантливым врачам и медсестрам»
Партнерский материал
ММК
28 декабря 2020, 7:00
Директор образовательных программ Фонда ММК Марина Казанфарова
Фото: Максим Новиков/Vademecum
49390

В декабре Фонд Международного медицинского кластера получил образовательную лицензию. Если раньше в кластере проходили в основном партнерские образовательные мероприятия, то теперь на площадке ММК развернется сразу несколько интересных проектов для врачей и медицинских сестер. О тематике и форматах образовательных программ, о сестринском образовании, а также о новых потенциальных образовательных участниках кластера – в интервью директора образовательных программ Марины Казанфаровой.

– Из чего на данный момент складывается образовательная деятельности Фонда ММК?

Сейчас образовательная деятельность ММК складывается из нескольких составляющих. Во-первых, это деятельность образовательных участников кластера — филиалов зарубежных университетов, тренинговых центров или учреждений дополнительного профессионального образования, которые могут работать здесь по своим стандартам, не получая дополнительной аккредитации.

Во-вторых, это образовательная деятельность участников ММК, независимо от их профиля: в соглашениях с резидентами всегда прописано, что они обязуются каждый год проводить определенное количество обучающих мероприятий. Например, «Хадасса Медикал ЛТД», наш первый участник, запустила международную сестринскую школу по профилю «онкология».

Весной мы увидели возможность для развития третьего направления. В разгар пандемии мы четко осознали, что у нас достаточно большой пул зарубежных экспертов, причем русскоговорящих, что имеет особое значение с учетом специфики российского медицинского сообщества. Плюс у нас есть высокотехнологичное симуляционное оборудование. В условиях пандемии Фонд ММК использовал эти преимущества для помощи врачам и медицинским сестрам. Мы организовали пять международных телемостов с участием топовых экспертов из Европы, США и Китая и реализовали проект «Выездной симуляционный центр ММК». Так мы дали зеленый свет непосредственно образовательной деятельности ММК, который получит новый виток в следующем году с учетом получения образовательной лицензии.

– Какие планы у Фонда ММК на профессиональную подготовку медиков?

– В перспективе мы хотим создать Международный медицинский университет в партнерстве с топовым зарубежным университетом и тренинговыми центрами. С учетом специфики медицинского образования в России, цель достаточно сложная и амбициозная, но именно для таких целей и создавался Фонд международного медицинского кластера.

Федеральный закон №160-ФЗ от 29 июня 2015 года позволяет применять в ММК медицинские технологии, сертифицированные в странах ОЭСР, и признает иностранные дипломы – это позволяет нам осуществлять трансфер лучших зарубежных практик в области медицины, образования и науки. Поэтому уже сегодня мы реализуем образовательные проекты с участием ведущих зарубежных партнеров. Успех в этом направлении послужил обоснованием для получения Фондом ММК образовательной лицензии и создания Учебного центра. В следующем году мы планируем расширить линейку образовательных программ по ключевым направлениям и войти в систему непрерывного медицинского образования.

Следующий фактор, который послужил триггером создания Учебного центра ММК, – это необходимость готовить специалистов для участников ММК – ведущих медицинских клиник и R&D центров. В соглашении с участником ММК зафиксировано, что не менее 20% специалистов клиник должны быть иностранцами, значит, нужно подготовить еще 80% российских специалистов так, чтобы они могли работать по зарубежным стандартам. Приоритетным на данный момент является именно сестринское образование из-за значительного расхождения в подготовке и ответственности между медицинской сестрой в России и медицинской сестрой, например, в Израиле или во Франции. Именно поэтому в наших стратегических планах сестринскому направлению уделяется особое внимание.

И самое важное  мы постепенно формируем концепцию Международного медицинского университета, в состав которого войдут тренинговые площадки – образовательные участники Фонда ММК.

– Есть ли уже примеры образовательных участников?

Ярким примером такой организации является образовательный и исследовательский кадаверный центр ICLO (Италия) – потенциальный участник Фонда ММК. Мы надеемся, что этот проект будет реализован на площадке Фонда ММК и у врачей по таким специальностям, как травматология и ортопедия, нейрохирургия, реконструктивная и пластическая хирургия, челюстно-лицевая хирургия и ЛОР, появится возможность отработки практических навыков на кадаверном материале в соответствии с требованиями ведущих медицинских тренинг-центров Европы и США. Что интересно, у ICLO три филиала в Италии, и из 20 тысяч студентов – уже состоявшихся врачей – около 30% из России и стран СНГ, потому что здесь эта потребность не закрыта. На данный момент мы находимся в поиске инвестора для этого проекта.

Второй интересный участник – это первая цифровая гистологическая лаборатория в России. Совместно мы развиваем проект Digital pathology training center – образовательный прототип полноценной цифровой лаборатории, на базе которого будут обучаться руководители здравоохранения и врачи-патоморфологи. Вместе с тем трансформация диагностики и цифровизация затрагивают и работу лечащих врачей, открывая им новые возможности в области онкологии, гастроэнтерологии, гинекологии, дерматологии, поэтому планируется организация широкого спектра образовательных программ и для клинических врачей. Мы планируем реализовать полноценный учебный процесс – можно приехать командой и за неделю отработать все этапы, понять, как вообще строится работа в цифровой патоморфологии.

Но нужно отметить, что мы только в начале пути и формирования самой концепции, и поэтому поиск образовательных участников продолжается. Мы открыты к сотрудничеству.

– В образовательных программах вы будете отталкиваться от профиля участников кластера?

Направления образовательных программ будут определяться запросом со стороны участников кластера, а также со стороны профессионального сообщества.

К примеру, израильская клиника «Хадасса Медикал ЛТД» всемирно известна в части лечения серьезных онкологических заболеваний и также известна своей сильной сестринской школой. Этим обусловлено создание Школы сестринского дела «Хадасса»: 25 медсестер, которые сегодня обучаются в школе, впоследствии будут работать в «Хадасса».

Университетский госпиталь Страсбурга, известный целым рядом экспертов с мировым именем, один из которых – Жильбер Массард, главный торакальный хирург Франции, инициировал проект «Российско-европейский проект «Высшая школа торакальной хирургии» с участием российского профессионального сообщества: кафедры торакальной хирургии РМАНПО и РОХ (российского общества хирургов).

Направления, которые определяются нашими участниками, – в приоритете, но мы этим не ограничены. Мы постоянно находимся в поиске и можем реализовать все, что интересно для Москвы и актуально для российского здравоохранения. Интерес к образовательной площадке ММК растет: для российских партнеров это возможность интеграции с ведущими зарубежными партнерами, всю техническую составляющую мы берем на себя, помогаем в создании уникальных совместных программ и адаптации зарубежных образовательных программ к российской аудитории. Для зарубежных профессиональных сообществ это возможность охвата новой аудитории и интеграции с новыми партнерами, в данном случае мы также берем на себя все технические вопросы, а также оказываем помощь в поиске подходящего российского партнера и при создании новых программ.

Развитию образовательной деятельности ММК способствует и расположение кластера – мы находимся в ИЦ «Сколково». Благодаря активному взаимодействию рождаются новые образовательные проекты – упомянутый выше проект Digital pathology training center с UNIM, резидентом ИЦ «Сколково»; курс «Молекулярная онкология» со Skoltech – школа для онкологов и врачей первичного звена, где понятным языком будут рассказывать про интерпретацию данных молекулярно-генетического тестирования, назначение таргетных и радиофармпрепаратов, про разработку и внедрение биомедицинских клеточных продуктов и т. д.

– Как скоро после получения лицензии вы сможете запускать первую образовательную программу?

– Первые два образовательных проекта мы планируем запустить уже в феврале. Первый – с TUV Austria – одной из старейших и крупнейших организаций по оценке качества и безопасности медицинской помощи. В этом году они открыли представительство в России и странах СНГ, и мы для них – интересный стратегический партнер. Статус Фонда ММК как организации, которая обеспечивает трансфер зарубежных практик, полностью соотносится с их миссией. Поэтому мы будем проводить совместные образовательные курсы, где будут готовить экспертов системы менеджмента качества в медицине, в том числе в вопросах выстраивания работы внутри лечебного учреждения в соответствии с международными стандартами.

Второй большой проект у нас с GE Healthcare – наше сотрудничество началось во время пандемии, когда мы организовали Выездной симуляционный центр и помогали клиникам в разгар первой волны коронавируса отлаживать все процессы – от организации санитарно-эпидемиологического режима, обучения мерам соблюдения инфекционной безопасности и ситуационного командного обучения до организации потоков и логистики отделений, отработки экстренных и неотложных ситуаций в условиях инфекционного бокса и отработки навыков на новом оборудовании. Первый Выездной симуляционный центр был создан на базе ковид-центра МКЦИБ «Вороновское». Напомню, что этот центр был построен с нуля за один месяц. Все процессы шли параллельно, в том числе и набор персонала из более 80 городов. Естественно, уровень подготовки был разный и большинство врачей и медицинских сестер из регионов не работали на симуляционном оборудовании. Несмотря на колоссальную нагрузку, для этих сотрудников возможность обучения на таком высокотехнологичном оборудовании с участием топовых экспертов в своей области была очень важна. Мы до сих пор получаем благодарственные письма от врачей и медицинских сестер, которые вернулись в свои города. Многих это вдохновило развиваться дальше – это и есть наша главная цель. Сделать качественное образование доступным.

GE Healthcare, как мировой лидер в ультразвуковой диагностике, помогли нам организовать серию мастер-классов. Теперь мы запускаем полноценную школу для врачей УЗИ. Вебинары, по просьбе врачей, транслировались и на основное место работы в лечебных учреждениях регионов России. Мы получили положительную обратную связь и высокую оценку проведенных мастер-классов. Так родилась идея масштабировать опыт с GE Healthcare и реализовать бесплатный образовательный проект для врачей. Проект рассчитан на год, вебинары будут проходить два раза в месяц. Мы будем привлекать российских экспертов и наших зарубежных участников. Также планируется продумать механизм отбора лучших врачей этого курса, чтобы формировать кадровый резерв для наших зарубежных участников. Это возможность для молодых врачей со всей страны показать себя – благодаря онлайн-формату многие специалисты из других городов смогут принять участие и в перспективе смогут получить приглашение на работу в клинику зарубежного участника кластера.

Параллельно мы работаем над собственными программами для медсестер. Мы провели roadshow, выделили 65 лучших зарубежных сестринских школ, связались с каждой из них по вопросу организации дополнительного обучения. Сейчас мы составили ТОП10 зарубежных участников. Среди них, к примеру, сестринская школа University of Turku, входящая в 20-ку лучших международных сестринских школ в рейтинге The World University Rankings – 2020; сестринская школа Sapienza University of Rome; The Johns Hopkins School of Nursing (3-е место в The World University Rankings – 2020) и другие.

Вся информация о планируемых образовательных мероприятиях отображается в специальном разделе на сайте Фонда ММК. Также можно найти информацию о проведенных ранее мероприятиях, которые можно посмотреть в записи.

– Обучение планируется в дистанционном формате?

Специфика медицинского образования такова, что до пандемии медицинское сообщество ожесточенно критиковало любое применение дистанционных образовательных технологий. Если говорить, например, про международную сестринскую школу, то она была бы организована только в очном формате ранее. Но на нашем опыте, дистанционный формат – это не только единственно возможный формат в настоящее время, но и очень удобный инструмент для реализации доступных международных программ, в том числе для регионов. И с этим инструментом нужно учиться работать и развивать. Ближайшие проекты мы планируем в дистанционном формате. Думаю, что в каком-то виде оно прочно войдет в нашу практику в плане лекционной части и в будущем. Отработка практических навыков будет происходить в очном формате, и для этого и планируется Международный медицинский университет.

– Что самое важное в медицинском образовании? Как можно подготовить настоящих профессионалов в сфере здравоохранения?

Важно понимать, что мир быстро меняется. И, чтобы оставаться успешным специалистом и, тем более, чтобы стать успешным в медицине, необходимо знать не только клинические аспекты, но и понимать более глубокие фундаментальные аспекты. Развиваться в междисциплинарном направлении, следить за тенденциями в медицине.

Учебный центр ММК – это и площадка, которая способствует интеграции и консолидации российского и зарубежного опыта, и мы готовы поддержать инициативы медицинских профессиональных сообществ и помочь в организации новых проектов и программ.

И самое важное: Учебный центр Международного медицинского кластера – это площадка, где, благодаря специальному законодательству и уникальной экосистеме, возможна реализация крутых образовательных программ с зарубежным контентом. И эти программы доступны не только «звездам» системы здравоохранения, но и молодым начинающим врачам и медицинским сестрам.

С Днем фармацевтического работника!

Картина дня: дайджест главных новостей от 17 мая 2024 года

Главу Еврокомиссии заподозрили в незаконной закупке вакцины Pfizer на 35 млрд евро

Роспотребнадзор подготовил для организаций правила самостоятельного санэпиднадзора

Московская компания не смогла взыскать с иркутского Минздрава свое оборудование на 30 млн рублей

Минздрав изменит учет ценного движимого имущества в подведомственных учреждениях

Росздравнадзор снова разрешил использование Botkin.AI

Госзаказчикам могут разрешить в любой момент разрывать контракт с подрядчиком

Подкаст «Люди в фарме» с Ольгой Глазковой

Экс-замглавы красноярского Минздрава обвинили в превышении полномочий