12 Мая 2024

«Системы здравоохранения на пути к переменам». Перспективы Value-based Healthcare в России
Партнерский материал
PHILIPS
27 ноября 2020, 13:00

Фото: inn.spb.ru
4207

Пандемия высветила всю значимость, а вместе с тем и ключевые проблемы отечественного здравоохранения. Небывалая нагрузка на все звенья в цепочке оказания медпомощи пациентам все четче формирует осознание, что работа системы здравоохранения нуждается в трансформации. Предваряя обсуждение этой темы на площадке MedDay-2020 1 декабря, управляющий партнер Philips в России и СНГ Роман Сабиров рассказал, как меняется отношение россиян к системе здравоохранения и какие изменения нужны, чтобы сохранить качество медицины и не потерять доверие пациентов.

– Каким образом пандемия повлияла на восприятие пациентами государственной системы здравоохранения?

Начну с примеров. Вся моя семья прошла через COVID-19, и я смог ознакомиться с тем, как система здравоохранения справляется с ситуацией, изнутри, с позиции пациента. Это позволило сделать несколько выводов. Первый вывод заключается в том, что московская система здравоохранения и медицина за пределами столицы – это два разных мира. Зарубежные страны для нас – это еще один отдельный мир. Второй вывод состояние здоровья пациента во время лечения и в период его реабилитации во многом зависит от конкретных врачей.

Несмотря ни на что, система предпринимает беспрецедентные попытки спасать людей и при этом борется с невежеством. К сожалению, многие люди по-прежнему не верят, что COVID-19 – серьезное заболевание, после которого необходима достаточно серьезная реабилитация и возможен летальный исход. Идет безумная нагрузка на поликлиническое звено, на терапевтов, среди которых много людей старшего возраста, особенно в регионах.

Очень часто пациенты, которые сейчас сталкиваются с системой здравоохранения, не понимают, что болезнь, вызванную COVID-19, нельзя вылечить – можно бороться только с осложнениями. Пациентам не всегда объясняют это, часто у них нет налаженного контакта с врачами, поскольку последние работают посменно. Разумеется, неполное понимание ситуации приводит к критике – систему обвиняют в беспомощности. У тех, кто не заразился или перенес заболевание легко, другая крайность – им все усилия системы здравоохранения кажутся необоснованным беспокойством. Поэтому все очень сильно зависит от группы, в которую попадает житель страны.

– Сказалась ли пандемия на рынке коммерческой медицины?

– Сейчас любая клиника не самое лучшее место для пребывания. Я бы разделил коммерческую медицину на два крупных блока. Первый – клиники, где можно сделать компьютерную томографию (КТ). Второй – учреждения, где есть стационар, в котором можно лечить осложнения коронавируса. Последних крайне мало. Платежеспособная аудитория будет надеяться на более качественное лечение в таких клиниках. Но на самом деле вряд ли этого можно ожидать: врачи, которые имеют дело с COVID-19, во всех клиниках следуют определенным протоколам. Также в успехе лечения играют роль опыт врачей и защитные способности организма пациента. Тем не менее стационары в частных клиниках сейчас заполнены. Что касается частных клиник, где можно сделать КТ, – по сути, они компенсируют недостаток мощностей госсектора, который наблюдается сейчас в нескольких регионах нашей страны.

Компьютерный томограф, как и любое оборудование, может ломаться, а объем нынешних исследований возрос кратно. Особенности финансирования системы здравоохранения таковы, что, чтобы починить томограф в государственном ЛПУ, нужно организовать конкурс, выявить победителя, который закажет оборудование, приедет и устранит неисправность. В текущих реалиях это довольно долгий процесс, из-за которого в государственных клиниках часто случаются простои техники. И сейчас хорошую загрузку получили частные клиники, которые включены в систему ОМС. Кроме того, есть отдельный, достаточно большой блок учреждений с КТ, которые не включены в систему ОМС, но куда люди едут самостоятельно ради исследования, даже если на самом деле оно им не нужно. Частная медицина там, где доступна услуга КТ, безусловно, растет.

В частном поликлиническом звене мы наблюдаем смешанную картину: люди продолжают болеть, но многие из них опасаются ходить в медучреждение, поэтому некоторые плановые процедуры переносят на более поздний срок. Клиникам, у которых нет серьезных мощностей, чтобы адаптировать свою работу к новой реальности, тяжело – сегодня их пациентопоток заметно снизился. В некоторых случаях могут помочь консультации специалистов, которые изучают международный опыт адаптации медицинских учреждений и готовы помочь перестроить работу российских клиник. Подобные услуги предлагает консалтинговое подразделение Philips в России.

– Компания Philips – один из апологетов модели ценностно-ориентированного здравоохранения (Value-based Healthcare). В чем преимущества такого подхода?

– Ценностно-ориентированное здравоохранение (VBH) – это отдельная экономическая модель оплаты медицинской помощи за «положительный исход» в лечении, но на самом деле понятие включает в себя гораздо большее – принципиально иной подход к функционированию всей системы здравоохранения. Мы привыкли, что в традиционных системах ключевая роль отводится врачу как центру компетенций, знаний и опыта. Именно он лечит пациента по определенному протоколу, основанному на доказательной базе (в большинстве случаев) и эмпирических наработках. Пациенту здесь отводится минимальная доля участия.

В системе ценностно-ориентированного здравоохранения пациент – непосредственный полноправный участник процесса лечения, с его мнением считаются, он оказывает влияние на исход, и он (или его страховая компания) оплачивает медицинские услуги, когда клинический случай разрешен положительно. Такой подход дает нацеленность всех звеньев системы здравоохранения на результат, а не на процесс. К тому же VBH позволяет минимизировать системные затраты благодаря тому, что исключается ситуация выписки «условно недолеченного» пациента в одной медицинской организации и одновременном открытии нового случая в другом учреждении.

Приведу пример. Представим, что в деревне N-ской области пациента с острым коронарным синдромом госпитализировали в районную больницу, провели тромболизис, понаблюдали несколько дней, закрыли историю болезни. Для ОМС это уже законченный пролеченный случай. Затем пациента перевели в региональный сосудистый центр для выполнения ангиопластики, там завели новую историю болезни – и это новый клинический случай для оплаты ОМС. Очевидно, что в таких ситуациях не выигрывает ни пациент, ни экономика системы здравоохранения.

Переход традиционной системы здравоохранения к ценностно-ориентированной модели – это эволюционный процесс, он требует времени, практики и зачастую привлечения внешних компетенций. Наша консалтинговая команда в каждом проекте использует элементы VBH для оптимизации операционных процессов клиник-заказчиков или трансформации сервисной модели медицинских организаций. Поскольку Philips обладает большим международным опытом в этой сфере, у нас есть все ресурсы и практические возможности для адаптации лучших международных практик в России.

– А какие барьеры существуют в нынешних реалиях – почему мы не можем начать внедрять эту модель системы оказания медицинской помощи?

– Ключевой момент заключается в прозрачности и однозначности правил функционирования системы. Например, необходимо стандартизированно измерять результаты лечения и затраты на терапию конкретного человека. Клинический путь пациента из Дудинки, Самары или Москвы не должен отличаться от пути амстердамского или парижского пациента. Цифровизация, интеграция пациентских данных, кибербезопасность, общие стандарты обучения медицинских работников, взвешенный подход к врачебным ошибкам – все это неотъемлемые элементы ценностно-ориентированного здравоохранения.

На мой взгляд, российское здравоохранение находится в самом начале пути трансформации, делая пока маленькие шаги. Для организаторов здравоохранения, клинических специалистов и пациентов стало очевидно, что изменения необходимы. Пандемия внесла свой вклад в это осознание.

У российского здравоохранения есть уникальная возможность проанализировать зарубежные практики и реализовать лучшее, обходя острые углы и избегая чужих ошибок. В данной ситуации прекрасным союзником для государственной системы может стать частная медицина, для которой постоянное улучшение и ориентирование на пациента продиктованы конкурентной борьбой. Кроме того, пригодится опыт международных экспертов рынка (консультантов, международных клинических специалистов), которые подберут и помогут внедрить подходящий инструментарий.

– Последние несколько лет государство много внимания уделяет сегменту онкологической помощи. Какие подходы актуальны в организации онкологических центров?

– Сейчас в Москве идет большой проект по трансформации онкопомощи, создается промежуточное звено между поликлиникой и стационаром – центры амбулаторной онкологической помощи. В компетенцию этих учреждений будет входить верификация первичного диагноза, определение тактики лечения, в том числе направление на хирургическое или лучевое лечение в онкологический стационар, а также проведение амбулаторной химиотерапии.

Второй большой блок – проектирование онкоцентров. Philips работает над тем, чтобы со своей стороны улучшить процесс оказания онкологической помощи в России. Ключевые элементы связаны с созданием так называемой исцеляющей среды. Задача нашей команды дизайнеров и архитекторов – создать планировочные решения и интерьеры таким образом, чтобы они не вызывали у пациентов ассоциаций, связанных с болью и дискомфортом. Визит в клинику должен быть больше похож на посещение фитнес- и бизнес-центра. Одновременно с помощью архитектуры организуются эргономичные рабочие условия для сотрудников. Грамотная планировка, расстановка оборудования и декор интерьеров мотивируют персонал и повышают его эффективность.

Мишустин предложил оставить Мурашко главой Минздрава

Мединдустрия

Сегодня, 10:40

Картина дня: дайджест главных новостей от 8 мая 2024 года

Функцию мониторинга сердца Apple Watch впервые одобрили для применения в КИ

Минздрав и Минобрнауки не имеют претензий друг к другу из-за медфакультетов в непрофильных вузах

Общественники ищут 550 млн рублей для возведения хосписа в Ижевске

Олегу Серебрянскому продлили срок ареста

Минздрав закупит препараты с нусинерсеном и рисдипламом на 9 млрд рублей

Глава Крыма из-за жалоб пациентов будет еженедельно мониторить работу клиник

Путин определил национальные цели развития. Главное о здравоохранении

Выплаты академикам РАН увеличат до 200 тысяч рублей