Для этого Минздрав утвердил «временный регламент организации и оказания консультативной медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» указанным пациентам.
Согласно регламенту, региональные министры здравоохранения, главврачи и руководители структурных подразделений клиник уполномочены обеспечивать оперативное оказание телемедицинской помощи, определять участвующие в такой медпомощи клиники, анализировать статистические данные об оказании консультативной помощи, обеспечивать формирование реестров счетов на телемедицинские услуги.
В регламенте указано, что дистанционное взаимодействие врача и пациента осуществляется в том числе с целью «коррекции ранее назначенного лечения при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации), в том числе формирования электронного рецепта на лекарственный препарат с его последующим направлением пациенту посредством ЕПГУ». В электронном виде могут быть также составлены листки нетрудоспособности и другие медицинские документы.
В приказе говорится, что телемедицинские технологии применяются при оказании консультативной медпомощи пациентам в экстренной (для определения показаний для вызова скорой помощи), неотложной и плановой формах. Кроме того, консультации должны проводиться ежедневно и в круглосуточном режиме.
Минздрав также рекомендовал региональным органам здравоохранения обеспечить медицинские организации «необходимыми помещениями, средствами связи и оборудованием для проведения консультаций (консилиумов врачей) для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами». Также могут быть созданы «единые консультационные центры».
В новом приказе региональным минздравам также рекомендовано организовать амбулаторные центры диагностики и лечения COVID-19, которые будут взаимодействовать с клиниками, оказывающими скорую медицинскую помощь и медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях. Минздрав также советует оснастить такие центры транспортом для доставки пациентов и медработников, для перевозки биологических материалов и доставки лекарств.
Приказом также утверждено положение об организации работы амбулаторных центров. Их рекомендуется создавать на базе клиник, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и имеющих кабинет компьютерной томографии. В случае если такой кабинет отсутствует, клиника должна заключить договор с другой медорганизацией, имеющей КТ-аппарат, или обеспечить проведение КТ в центре с использованием передвижных медицинских комплексов.
Рекомендуется, чтобы амбулаторный центр работал крулосуточно. Центр должен быть разделен на зоны, ограничивающие пересечение различных пациентов. На входе в центр пациентов должны обеспечить средствами индивидуальной защиты, также СИЗ должны быть обеспечены все работники центра. В случае если пациент не имеет результата теста на COVID-19, забор биоматериала для лабораторной диагностики осуществляется в самом центре.
Среди других нововведений приказа – руководителям региональных минздравов и главврачам клиник, оказывающих скорую и специализированную медпомощь, теперь необходимо определить «общепрофильные выездные бригады скорой медицинской помощи», направляемые на вызов к пациентам с коронавирусной инфекцией. Ранее такие бригады определялись только для выезда к пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонией. Главврачам таких медорганизаций разрешили привлечь к оказанию такой помощи после прохождения допобучения студентов третьего курса по программам высшего медобразования и второго курса – по специальности «сестринское дело». Таких людей зачислят в штат на должности среднего медперсонала, они будут работать под руководством врача или фельдшера.
На тех же условиях такие специалисты и люди с высшим фармацевтическим образованием могут быть трудоустроены в клиники, оказывающие медпомощь амбулаторно или в условиях дневного стационара.
В прошлый раз Минздрав РФ вносил изменения в приказ №198н в конце октября. Тогда ведомство уточнило принципы оказания медпомощи профильным пациентам амбулаторно (на дому).