25 Ноября 2020
Pfizer поставит дополнительный объем метилпреднизолона в декабре
24 Ноября 2020, 21:55
Коронавирус. Осенний сезон. Мониторинг
24 Ноября 2020, 20:06
Сотрудников благотворительного фонда на Алтае обвинили в незаконном удержании людей в рехаб-центре
24 Ноября 2020, 19:39
Ремдесивир и вакцины от COVID-19 включили в ЖНВЛП
24 Ноября 2020, 17:21
25 Ноября, 2:57

«Мы стремимся к тому, чтобы наше предложение максимально соответствовало приоритетам системы здравоохранения»

Партнерский материал
3 Ноября 2020, 15:36
Фото: shutterstock.com
Группа компаний «Биотэк», остающаяся на протяжении почти 30 лет одним из ведущих игроков отечественной фарминдустрии, умело лавирует и адаптируется к новым реалиям. О том, как меняется периметр и содержание рынка, какие компетенции в ближайшее время станут в фармацевтическом бизнесе ключевыми – в интервью вице-президента по операционной деятельности ГК «Биотэк» Надежды Канушкиной и старшего вице-президента группы по стратегии и инновациям Александра Авербуха.

– В 2019 году компания «Биотэк», по оценке DSM Group, вошла в десятку крупнейших отечественных фармдистрибьюторов, продемонстрировав при этом наибольшую, по сравнению с другими участниками рынка, динамику роста продаж. За счет чего произошел этот прорыв?

Надежда Канушкина: Государственный сегмент фармрынка был и остается для группы «Биотэк» ключевым. В частности, «Биотэк» является одним из крупнейших участников федеральной программы «14 высокозатратных нозологий», мы также поставляем продукцию по программам лекарственного обеспечения для таких направлений, как кардиология, онкология и других.

Мы стремимся к тому, чтобы наше предложение на фармрынке максимально соответствовало приоритетам системы здравоохранения. Повышение качества жизни и защита здоровья людей за счет предоставления эффективных и доступных лекарств – центральная миссия группы «Биотэк», определенная ее основателем Борисом Шпигелем.

Для этого наш ассортимент должен отвечать потребностям лечебного процесса. В портфеле компании представлены и препараты собственного производства, и продукция других российских и иностранных игроков, включая крупнейшие международные фармкомпании. Мы стремимся обеспечить лекарствами все наиболее значимые терапевтические области – онкологию, ВИЧ, кардиологию, диабет, неврологию, психиатрию и другие. Именно такой комплексный подход позволяет компании успешно участвовать в системе лекобеспечения, адаптируя наше предложение под нужды страны, ее регионов и отдельных медучреждений.

За годы присутствия на рынке мы отстроили логистические мощности и компетенции в сфере госзакупок, позволяющие эффективно действовать, строго соблюдая установленные регламенты. Без этих компетенций, в том числе умения мгновенно адаптировать внутренние процедуры к регулярно меняющимся регуляторным требованиям, невозможно успешное функционирование в госсегменте.

Еще один немаловажный аспект – история и репутация группы «Биотэк» на рынке. Компания была основана еще в 1991 году и развивалась вместе с российским фармрынком, фактически участвовала в его формировании, успешно преодолевала сложнейшие этапы, например, дефолт 1998 года, кризисы 2007-го и 2014 годов. Очень немногие из существовавших в те периоды компаний сегодня остались в игре, и жизнестойкость группы «Биотэк» – в первую очередь заслуга ее основателя Бориса Шпигеля, успешно корректирующего стратегию компании с учетом обстоятельств. Примечательно, что в компании продолжают трудиться люди, работающие в «Биотэке» фактически с момента его основания. Устойчивость и надежность компании стали основой бренда.

– Какие тренды, на ваш взгляд, будут определять динамику рынка госзаказа? В частности, будут ли меняться состав и позиции операторов госпрограммы «14 ВЗН» в 2021 году?

Н.К.: Решение об участии в госпрограмме принимается каждой компанией самостоятельно. В первую очередь это огромная ответственность для участника, поскольку программа ВЗН обеспечивает пациентов редкими и действительно жизненно необходимыми лекарствами. Препараты нужно доставлять строго по графику более чем в 100 точек, разбросанных по всей России. Как правило, только крупные игроки, обладающие достаточной ресурсной базой, готовы брать на себя такие обязательства.

Программа ВЗН, как и другие госпрограммы лекарственного обеспечения в 2021 году, во многом будет зависеть от структуры бюджета, от приоритетов и стандартов лечения, определяемых органами здравоохранения, от эпидемиологической обстановки. Например, на данный момент Временные рекомендации Минздрава по борьбе с коронавирусной инфекцией включают широкий спектр средств для диагностики, профилактики и лечения COVID-19. С начала пандемии мы стремились адаптировать ассортимент, включая в него рекомендованные Минздравом продукты и максимально актуализируя наше предложение – за счет лекарственных препаратов, диагностических изделий, средств индивидуальной защиты и дезинфекции. Пока сложно прогнозировать динамику госзаказа в предстоящем году.

Доля этого сегмента на фармрынке сейчас наибольшая за последние 10 лет – чуть выше 35%, по данным DSM Group, и мы не видим предпосылок для ее снижения. В любом случае, мы готовы к различным сценариям и продолжаем делать все от нас зависящее для эффективного обеспечения лечебного процесса.

– На каких стратегических направлениях «Биотэк» сосредотачивает свои усилия сегодня? Какие драйверы роста в связи с этими приоритетами создаются в компании?

Александр Авербух: В последние годы группа «Биотэк» активно реструктурирует деятельность и оптимизирует бизнес-процессы. Это затрагивает самые разные сферы, включая развитие продуктового портфеля, разработку и вывод на рынок новых продуктов, инвестиции в производство и R&D, осваивание новых сегментов рынка и территорий, изменение модели управления и кадровой политики. Дальнейшее развитие традиционных для нас направлений наряду с диверсификацией бизнеса составит основу роста группы «Биотэк» в ближайшие годы.

Среди новых направлений нужно отметить инновационные нутрицевтические препараты: витаминно-минеральные комплексы «Ренессанс», в линейке которых более 30 продуктов, лечебное белковое питание «Энзовин», обеспечивающее полноценный рацион для больных в стационарах, и уникальную линейку спецпитания для детей-спортсменов «Олимпик», при разработке которой учитывались возраст, категории нагрузок и возрастная специфика потребности в микроэлементах. Эти препараты были разработаны совместно с ведущими российскими научно-исследовательскими центрами и производятся из высококачественного европейского сырья на нашем фармпредприятии «Марбиофарм».

Мы активно развиваем собственный лекарственный портфель. В разработке находится свыше 30 препаратов различных терапевтических направлений, включая кардиологию, неврологию, психиатрию и другие. Компания стремится расширять компетенции в области R&D, для чего мы привлекаем новые таланты, усиливаем лабораторную базу и одновременно модернизируем и наращиваем производственные мощности.

Мы прикладываем усилия, чтобы развивать внутри компании процессы и компетенции, необходимые для инноваций и роста, подчеркиваем ценность личностного развития и обучения, используем кросс-функциональные команды для решения нестандартных задач, поддерживаем и стимулируем молодых сотрудников к проявлению инициативы и творческому мышлению, design thinking, стремимся к интеграции новых идей.

– Как группа адаптировалась под изменения рынка в текущем году? Как повлияла на планы и действия «Биотэка» пандемия?

А.А.: Пандемия COVID-19 крайне негативно отразилась и на глобальной экономике, и на многих отдельно взятых индустриях, зафиксировавших падение показателей на десятки пунктов. В этой сложной ситуации фарминдустрия и цифровая отрасль естественным образом воспринимались как фавориты, призванные обеспечивать безопасное и бесперебойное функционирование общества. Однако, как показал опыт последних шести месяцев, законы конкуренции в новых условиях действовали не менее жестко, невзирая на потенциал индустрии. Обеспечить рост показателей и сохранить лидерство сумели лишь те фармкомпании, которым удалось быстро перестроиться. 

Российский фармрынок в этом году демонстрирует неоднозначную динамику. За первые восемь месяцев, несмотря на увеличение показателей в денежном выражении, по разным оценкам, от 11% (данные DSM Group) до 15% (оценка Alpharm), рост в натуральном выражении был более чем умеренным (5%, Alpharm) или вовсе демонстрировал отрицательную динамику (-1%, DSM Group), что является признаком стагнации. В таких условиях конкуренция становится еще интенсивнее.

Неудивительно, что текущий год рассматривают как своеобразный акселератор дальнейшего развития. Вопрос, как компании реагируют на изменения: уходят в глухую защиту, сокращая расходы и замораживая проекты, или, наоборот, всячески стараются адаптироваться и прилагают усилия для консолидации команды, поиска новых решений на изменившемся рынке. «Биотэк» пошел вторым путем. Компания стала крупнейшим поставщиком фавипиравира, одного из ключевых средств для терапии COVID-19, – в лечебные учреждения и аптеки поставлено более 60 тысяч упаковок препарата. «Биотэк» первым зарегистрировал экспресс-тест на выявление антител к коронавирусу (тесты Biozek Mediсal, Нидерланды), обеспечив этой чрезвычайно востребованной продукцией медучреждения Москвы и других регионов. Это дало дополнительный толчок развитию в компании сегмента медизделий – средств экспресс-диагностики in vitro, а также одноразовых хирургических инструментов, не уступающих по качеству западным аналогам, но значительно более бюджетных. Дезинфицирующие средства производства завода «Биодез», входящего в группу «Биотэк», были адаптированы под стандарты профилактики коронавируса и получили подтверждение эффективности Роспотребнадзора. Мы сумели в кратчайшие сроки нарастить объемы их производства в разы.

Из-за нарушений в логистических цепочках компания была вынуждена перестроить порядок приобретения импортного сырья, существенно увеличив объем закупок напрямую у производителей. Это позволило нам по-новому оценить зарубежные рынки и рассмотреть возможности входа на них, сейчас компания активно развивает сбыт собственной продукции в страны Прибалтики и Восточной Европы, опираясь на освоенные за последний год механизмы быстрой адаптации и навыки создания новых продуктов.

Одним из главных уроков 2020 года для нас стала важность командной работы, доверия и сплоченности в коллективе на всех уровнях – от руководства до самых молодых сотрудников. В стандартных условиях, когда рынок предсказуем, процедуры выстроены, а большая часть процессов идет по накатанной, потребность в командной слаженности не так заметна. Но в стрессовой ситуации, когда требуются нестандартные решения, доверие и готовность коллег к их быстрому воплощению, плоды приносят как раз инвестиции в команду. И именно такие компании в итоге выходят победителями в конкурентной борьбе.


Поделиться в соц.сетях

Самые читаемые новости за все время

Коронавирус и COVID-19. Мониторинг
5 Июня 2020, 23:47
Умер известный эксперт-криминалист Виктор Колкутин
24 Сентября 2018, 17:23
Путин утвердил параметры нового национального проекта в здравоохранении
7 Мая 2018, 18:51
Московская полиция нашла Калетру в свободной продаже в аптеках
28 Марта 2020, 14:50
ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ

Нажимая на кнопку «подписаться», вы даете согласие на обработку персональных даных.

Яндекс.Метрика