«Итоги деятельности Минздрава России за 2019 год следующие: из четырех целей, установленных в госпрограмме на 2019 год (снижение смертности населения трудоспособного возраста, снижение смертности от болезней системы кровообращения, снижение смертности от новообразований, снижение младенческой смертности), Минздравом России <...> выполнены только по одной цели – снижение младенческой смертности. По остальным трем целям показатели 2019 года не выполнены», – говорится в отчете СП. Этот показатель составил 4,9 случаев на тысячу родившихся живыми при 5,4 запланированных.
Снижение смертности населения в трудоспособном возрасте запланировали в 2019 году на уровне 437 случаев на 100 тысяч населения, однако показатель составил 475,5 случаев. Смертность от болезней системы кровообращения планировали уменьшить до 545 случаев на 100 тысяч человек населения, однако он составил 573,7 случаев.
«В зависимости от региона отмечены следующие недостатки в организации оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения: нарушения в схемах маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения, организационная разобщенность нескольких служб скорой медицинской помощи, низкий охват диспансерным наблюдением пациентов с высоким и очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений», – уточняют в Счетной палате.
В Минздраве отметили, что в 2019 году смертность населения от болезней системы кровообращения удалось снизить на 1,6% по сравнению с 2018 годом. В министерстве считают, что запланированного показателя не удалось достигнуть из-за того, что пациенты слишком поздно обращались за медпомощью в виду недостаточной информированности. При этом в некоторых регионах имеются нарушения схем маршрутизации пациентов с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения, низкий охват диспансерным наблюдением пациентов с высоким и очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Еще одним фактором, который повлиял на недостижение показателя, назвали недостаточную эффективность диспансерного наблюдения пациентов с хроническими формами ишемической болезни сердца.
При этом с начала реализации федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» нацпроекта «Здравоохранение», уровень материально-технического оснащения и развития кардиологической службы имел различия в зависимости от регионов страны. Несмотря на это, уже во втором полугодии 2019 года, по заверению Минздрава, комплекс мер по борьбе с болезнями системы кровообращения был полностью реализован: была усилена профилактика и реализация программ по борьбе такими заболеваниями.
Согласно госпрограмме, в 2019 году плановый показатель смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, установлен на уровне 199,5 случаев на 100 тысяч населения. Но он исполнен не был: в конце года показатель составил 201,5 случаев. В отчете СП упомянули, что по регионам основными недостатками в организации медпомощи стали кадровый дефицит, который привел к снижению доступности медицинской помощи и уменьшению показателя ранней выявляемости, а также отсутствие единой информационной системы, позволяющей отслеживать пациента на всех этапах маршрутизации.
Минздрав отметил, что с 2017-го по 2018 год темп прироста смертности от новообразований увеличился на 1,6% из-за поздней диагностики онкозаболеваний, низкой онконастороженности врачей-онкологов и недостаточной доступности современных методов лечения и диагностики, в том числе ядерной медицины. Но уже в 2019 году начали реализовывать запланированные мероприятия по борьбе с онкозаболеваниями. Такие меры имеют отсроченное влияние на показатель смертности, поэтому, по данным Минздрава, изменения стоит ждать только к концу реализации профильного федпроекта, а в 2019 году снижение ожидать не стоило.
«Указанные факты по недостижению показателей 2019 года, а также недостаточность нормативно-правового регулирования отдельных вопросов реализации нацпроекта, некачественная проработка Минздравом России этапов выполнения мероприятий, приводящая к срыву плановых сроков реализации мероприятий, невключение в отдельные федеральные проекты задач и мероприятий, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи, свидетельствует о наличии значительных рисков недостижения целевых показателей нацпроекта в установленные сроки», – также подчеркнули в Счетной палате.