На возникшие сложности с доступностью дешевого диуретика фуросемид, входящего в ЖНВЛП, Vademecum обратил внимание в начале лета 2020 года. Тогда производители отказались от производства препарата из-за слишком низкой предельной цены, едва покрывающей его себестоимость.
Препарат применяют в качестве противоотечного средства у больных, например, с терминальной стадией онкозаболевания, когда нельзя заменить ампульный фуросемид препаратом с аналогичным действием в форме таблеток. Также лекарство используют для лечения острой сердечной недостаточности, отека легких и других жизнеугрожающих состояний.
В конце августа Независимое медицинское сообщество выступило с открытым обращением к Министерству здравоохранения и Правительству РФ с требованием срочно организовать производство раствора фуросемида в ампулах, либо закупить его у иностранных производителей, чтобы устранить дефицит в аптеках.
«Без этого препарата может значительно вырасти смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в стационарах», – отмечается в заявлении сообщества.
В Минпромторге отметили, что в сентябре 2020 года один из российских фармпроизводителей планирует выпустить порядка 250 тысяч упаковок фуросемида. Также министерство совместно с Минздравом и ФАС прорабатывает вопрос о недопущении пропажи лекарственного препарата с рынка.
Проблемы с поставками фуросемида в ампулах были и при госзаказе. Только на три из 41 аукционов на закупку раствора фуросемида, объявленных в мае и в середине июня 2020 года, были поданы заявки, 38 аукционов с общей начальной ценой контракта 4,1 млн рублей не состоялись.