Подключиться к программе «Врачи на борту», как заявляют в S7, может любой медицинский работник - врач, фельдшер, медицинская сестра или брат. Для этого нужно оставить заявку на сайте АВАМ и предоставить документы, подтверждающие врачебную квалификацию. Все медработники, принимающие участие в программе, получат доступ к образовательному курсу, посвященному особенностям космическо-авиационной медицины.
Участникам программы «Врачи на борту» предложат скидку 10% от тарифа на собственные рейсы S7 Airlines, на 20% больше миль за каждый перелет, возможность бесплатного выбора места в салоне и прочие бонусы.
Предполагается также страхование ответственности оказывающего первую помощь на борту. Как обещают в «Ингосстрахе», программа страхования защищает не только медицинского работника от возможных претензий со стороны пассажира, которому была оказана помощь, но и обеспечивает пассажиру компенсацию вреда жизни и здоровью, если он будет причинен, а также возмещение морального вреда. Максимальная выплата – 500 тысяч рублей на каждого застрахованного. Для сравнения - тот же «Ингосстрах» в 2018 году запустил другой продукт, связанный с профессиональной ответственностью врачей, который предполагает компенсацию в случае врачебной ошибки до 1 млн рублей.
По факту речь идет об оказании первой помощи, а не полноценной медицинской помощи, которая согласно 323-ФЗ, оказывается медиками в медучреждениях, на выезде скорой помощи и во время медицинской эвакуации. «Действительно, в нашем законодательстве существуют пробелы, которые могут стать причиной некого естественного страха для медиков. Однако сомневаюсь, что среди врачей найдутся те, кто откажется помочь, если станет свидетелем ситуации, когда необходима его консультация», – цитируют «Ингосстрах» и S7 Дениса Проценко.
«Первая помощь не равно медицинская помощь. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ №477н от 4 мая 2012 года, врач при оказании первой помощи даже не может применять какие-либо лекарственные препараты. Если он выйдет за рамки тех прав, которые ему даны при оказании первой помощи и начнет оказывать медицинскую помощь, то он рискует быть привлечен по ст. 238 УК РФ (оказание услуг не отвечающих требованиям безопасности), которую с недавнего времени в отношении врачей так «полюбил» Следственный комитет», - отмечает адвокат Юлия Казанцева.
По ее словам, не оказать первую помощь тоже нельзя, так как при неблагоприятных последствиях это может привести к привлечению к ответственности по ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному) или ст. 125 УК РФ (оставление в опасности). А гражданско-правовая ответственность медработника в случаях, когда пассажир оказался недоволен оказанной помощью, может оцениваться, как показывает судебная практика, в суммы и более 500 тысяч рублей.
«Для претворения в жизнь такой программы требуется доработка законодательства: либо расширение перечня мероприятий первой помощи, либо реформирования ответственности за оказанную первую помощь, как, например, в США действует так называемый закон доброго самаритянина, согласно которому пострадавший в большинстве случаев не может пожаловаться за неправильно оказанную первую помощь, если она оказывалась добросовестно», - полагает Казанцева.
Поправки в Воздушный кодекс в части медицинского обеспечения полетов воздушных судов впервые были представлены еще в 2018 году, однако в январе 2019 года проект получил отрицательный отзыв Главного управления Администрации Президента. В настоящее время законодательство не дает понимания, могут ли оказывать медпомощь на борту врачи, будучи пассажирами, могут ли они пользоваться бортовыми аптечками и как регулируются вопросы их ответственности.
В июле 2020 года рабочая группа направила на согласование в Минздрав перечень содержимого аптечек первой помощи и комплекта медицинских средств для использования бортпроводниками и врачами из числа пассажиров на борту, а также порядок оказания первой помощи пассажирам воздушного судна, типовую программу подготовки бортпроводников, включающую оказание первой медицинской помощи.