Согласно действующей редакции КАС, правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим обладают граждане и организации, полагающие, что их права нарушены, а также прокурор, Президент РФ, Правительство РФ, на местном уровне – региональные и муниципальные власти.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что Минюст РФ не обладает достаточным объемом прав для эффективного и оперативного реагирования на выявленные нарушения федерального законодательства, поскольку заключения ведомства по результатам проводимых экспертиз носят рекомендательный характер и не предполагают права обращаться в суд с административными исковыми заявлениями.
Авторы законопроекта подчеркивают, что нередко возникают случаи, когда региональные власти, формально соглашаясь с заключениями Минюста, «длительное время не приводят принятые ими акты в соответствие с федеральным законодательством».
«Реализация предлагаемых новелл не приведет к дублированию полномочий Минюста России и органов прокуратуры, а создаст дополнительные возможности для выявления и устранения норм, противоречащих федеральному законодательству», – говорится в пояснительной записке.
«Считаем эту инициативу своевременной и полезной для общества, для граждан. С одной стороны, борьба с пандемией и ее последствиями не должна быть унифицирована в такой территориально большой стране, как наша. Но, с другой стороны, здесь необходимо рациональное единство принципиальных подходов. Минюсту эта функция представляется наиболее свойственной. Общий надзор прокуратуры должен быть дополнен расширением компетенции Минюста», – отметил президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко.