Закон о дистанционной торговле лекарствами вступил в силу 3 апреля 2020 года. Он разрешает продажу и доставку безрецептурных лекарств, а по особому решению правительства в случае ЧС или эпидемии – рецептурных. Исключениями являются наркотические, психотропные препараты и лекарства с долей этилового спирта более 25%.
Продавать безрецептурные препараты дистанционным способом уполномочены аптечные организации с лицензией и специальным разрешением Росздравнадзора. Правительству предстоит разработать и утвердить критерии к организациям, которые могут претендовать на получение такого разрешения, и порядок его выдачи. Разрешить продажу рецептурных препаратов правительство вправе только до 31 декабря 2020 года, но тогда власти должны будут утвердить отдельные требования к задействованным в торговле организациям, порядок выдачи разрешений и доставки лекарств.
Понятие «аптечная организация» закреплено в ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Это отдельная структура или подразделение медорганизации, «осуществляющее розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов».
Интернет-компании, в числе которых АКИТ, «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Такси», Delivery Club и «Все аптеки Mail.ru» предлагают Мишустину наделить правом продажи лекарств юрлица, имеющие лицензию на розничную фармдеятельность. Информация об этой лицензии и другие данные о компании (наименование, ОГРН, адрес) должны быть на сайте. Упаковка препаратов должна обладать контролем вскрытия, при транспортировке должен соблюдаться температурный режим.
Доставку предлагается разрешить на всей территории России при соблюдении требований к доставке и упаковке. Компании технологически готовы к доставке и рецептурных лекарств, уверяют авторы письма. Например, Delivery Club работает более чем в 150 городах, а к платформе «Все аптеки» подключено 46% российских аптек, поэтому удастся наладить бесперебойную доставку всех препаратов, утверждают в Mail.ru Group.
«Яндекс.Такси» уже заявлял о своем интересе к доставке лекарств. Компания готова запустить услугу в партнерстве с аптечными сетями «Апрель», «АСНА», «Озерки». Еще один сервис «Яндекса» – «Яндекс.Еда» – договорился доставлять заказы «ЗдравСити» (входит в ГК «Протек»).
«Сейчас идут обсуждения установления территориальных ограничений по доставке, обязанностях сертифицировать во ФСТЭК CRM-систему, специальных требованиях к образованию курьеров. Е-commerce так не работает. <...> Именно поэтому мы обращаем внимание только на самые важные требования, которые необходимы для безопасного осуществления этой деятельности. А все остальное не имеет никакого отношения к e-commerce, а только усложняет работу», – сообщила вице-президент АКИТ Лия Левинбук.
Предложенные в 2019 году поправки ко второму чтению законопроекта о дистанционной торговле лекарствами предусматривали, что к доставке будут допущены только лица с медицинским или фармацевтическим образованием. Но в итоговом варианте документа это предложение учтено не было.