На сайт «Перебои.ру» с июля начали поступать сообщения о нехватке ламивудина в учреждениях ФСИН в Свердловской и Брянской областях, а в Татарстане нет ни ламивудина, ни тенофовира. В сообщении из Свердловской области, например, говорится, что ламивудин заменен на абакавир, а фельдшер объясняет это перебоями.
«Нацимбио» была назначена единственным поставщиком лекарств для нужд ФСИН в 2014 году, в 2017 году подтвердила этот статус. Но закупкой АРВ-спрепаратов для ФСИН раньше занимался Минздрав, «Нацимбио» перешли эти полномочия только с марта 2019 года.
Представители движения «Пациентский контроль» в конце мая 2019 года обращались к директору ФСИН Геннадию Корниенко с опасениями, что в ближайшие месяцы может возникнуть дефицит препаратов. Речь шла, в частности, о ламивудине, абакавире, диданозине, тенофовире. Во ФСИН тогда отвечали, что больные обеспечены АРВ-препаратами с учетом поставок Минздрава в 2018 году, и заявляли о планах закупок для закрытия полной потребности в июле-августе 2019 года.
«Нацимбио» и ФСИН заключили в 2019 году 13 госконтрактов на поставку АРВ-препаратов, которые должны быть отгружены до 30 сентября, рассказали в компании. При этом отгрузка по заключенным контрактам уже завершена более чем на 85%. Ламивудин ФСИН еще не заказывала, объясняют в «Нацимбио».
Проблема с обеспеченностью ламивудином, применяемом в большинстве схем для лечения ВИЧ-инфекции, возникла не только в учреждениях ФСИН, но и по отрасли в целом. Минздрав трижды не смог закупить препарат из-за слишком низкой начальной цены контракта и в августе 2019 года объявил аукцион в четвертый раз.
У ФСИН неоднократно возникали претензии к «Нацимбио» в связи с лекарственным поставками: с 2018 года служба подала к компании 16 исков о взыскании компенсации за просрочку.