15 Июля 2025 Вторник

Институт Гайдара и РАНХиГС раскритиковали финансовую модель нацпроекта «Здравоохранение»
Ольга Лукьянова
Мединдустрия
22 октября 2018, 20:12

Фото: ТАСС/Антон Новодережкин
8158

По мнению экономистов из РАНХиГС и Института Гайдара, расходы, предусмотренные нацпроектом «Здравоохранение», носят инвестиционный характер и потому не помогут в достижении целей, обозначенных в майском указе президента.

Рецензия на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», подготовленная совместно Российской академией народного хозяйства и государственной службы и Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара, коснулась и основных показателей нацпроекта «Здравоохранение».

Эксперты, в частности, обратили внимание, что ряд подпроектов  («Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами») подразумевает избыточные вложения в строительство новых медучреждений и их техническое обеспечение. «С нашей точки зрения, это создает непреодолимые препятствия для достижения поставленных майским указом Президента Российской Федерации целей, так как инвестиционные расходы не направлены на финансирования собственно медицинской помощи», – считают экономисты РАНХиГС и Института Гайдара.

В этой связи эксперты напоминают, что эффективность инвестиционных расходов в России традиционно низкая. «При реализации региональных программ модернизации здравоохранения, основной этап которых пришелся на 2011–2013 годы, было допущено множество ошибок, связанных с нерациональным планированием закупок, созданием невостребованной медицинской инфраструктуры», – отмечают авторы заключения, указывая на то, что никаких повышающих эффективность таких затрат мер в паспорте нацпроекта не предусмотрено. 

По мнению экспертов, распределение средств внутри нацпроекта следовало бы изменить в сторону увеличения текущих расходов: «Наиболее перспективным, с нашей точки зрения, является выделение дополнительных средств на лекарственное обеспечение больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также детей, что соответствует целям предлагаемых к реализации федеральных проектов». Специалисты приводят в качестве примера  удачного моделирования расходов подпроект по борьбе с онкологией. 

Ранее противоречия между показателями нацпроекта и планирующимися бюджетными расходами подверглись критике аудиторов Счетной палаты (СП) и экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ). В заключении на законопроект «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» СП пришла к выводу, что необходимые на воплощение нацпроекта «Здравоохранение» средства превышают возможности госбюджета почти на 70 млрд рублей.

Источник: Институт Гайдара

Картина дня: дайджест главных новостей от 15 июля 2025 года

Мединдустрия

Сегодня, 22:30

Федеральной регуляторикой маркировки лекарств и медизделий займется спецкомиссия

Мединдустрия

Сегодня, 19:10

В Госдуме предложили ввести штрафы до 300 тысяч рублей за необоснованный отказ в добровольном страховании

Мединдустрия

Сегодня, 17:31

Суд признал банкротом еще одно связанное с аптечной сетью A.v.e юрлицо

Фарминдустрия

Сегодня, 16:20

Петербургский химфармуниверситет проведет II фазу КИ малобена от НАЖБП

Фарминдустрия

Сегодня, 14:52

Терапевтам до конца 2026 года разрешат проходить девятимесячное переобучение на хирургов

Мединдустрия

Сегодня, 13:01

«Альфасигма Рус» трансформирует бизнес-процессы с помощью МДЛП

Фарминдустрия

Сегодня, 12:00

SuperJob: хирург в Саратове может зарабатывать до 200 тысяч рублей

Карьера

Сегодня, 11:23

Минздрав предложил сделать бессрочным перечень индикаторов риска для санэпидконтроля

Мединдустрия

Сегодня, 10:16

Ушел из жизни президент СПбГМУ Николай Яицкий

Мединдустрия

Сегодня, 9:15