«Законопроектом предлагается внести изменение в ч. 4 ст. 11 Закона №253-Ф3 о том, что решение общего собрания членов Российской академии наук по вопросу избрания президиума РАН, президента РАН, вице-президентов РАН, главного ученого секретаря президиума РАН и академиков-секретарей отделений РАН принимается простым большинством от общего числа голосов членов такого общего собрания, присутствующих на нем», – говорится в пояснительной записке к документу. Ранее для этого требовалось две трети голосов.
Предполагается, что президент РАН будет избираться из числа не более трех согласованных с правительством РФ кандидатов сроком на 5 лет. Избранный президент РАН будет утверждаться и освобождаться от должности президентом РФ.
В случае если ни один из выдвинутых кандидатов на должность президента РАН не был согласован с правительством, не получил более половины голосов на общем собрании членов РАН либо все кандидаты сняли свои кандидатуры до проведения голосования, выборы президента РАН считаются несостоявшимися и назначаются повторно.
«На период до проведения повторных выборов президента Российской академии наук исполнение обязанностей президента РАН возлагается президентом РФ по предложению правительства РФ на одного из академиков РАН», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Выборы нового президента РАН должны были состояться 20–22 марта 2017 года, однако неожиданно стало известно о том, что все три претендента – Владимир Фортов, Александр Макаров и Владислав Панченко – за два дня до голосования сняли свои кандидатуры, а выборы будут перенесены на полгода. Официальной причиной был назван правовой пробел в уставе РАН, в котором после реформы академии 2013 года так и не был детально прописан механизм ключевых выборных процедур: отбора, выдвижения и обсуждения кандидатур претендентов на пост президента РАН.