Согласно действующему законодательству, иностранцам с ВИЧ запрещены въезд и проживание в России, однако с 2016 года по требованию Конституционного суда запрет был снят для мигрантов, у которых в России есть семья.
Рассмотреть возможность изменения этой ситуации и предложила ведомствам Ольга Голодец. В частности, министерства должны проанализировать международный опыт и оценить эффективность действующих в стране ограничений, поскольку Россия является единственной страной Совета Европы и одной из 16 стран во всем мире, которая осуществляет депортацию ВИЧ-положительных.
По словам члена Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Петра Родионова, практика ограничения имеет обратный эффект: многие мигранты, зная о своем ВИЧ-положительном статусе и опасаясь депортации, скрывают диагноз, покупая поддельные медицинские справки. Многие после депортации находят способ вернуться: меняют фамилию и документы, вступают в фиктивный брак с гражданином России, а нелегально проживающие в России ВИЧ-инфицированные мигранты не имеют доступа к медицинской помощи, занимаются самолечением или не лечатся вовсе.
В случае если ведомства разрешат ВИЧ-инфицированным мигрантам въезд и проживание в России, необходимо будет проработать условия предоставления, объемы и источники финансирования медпомощи.
При этом в конце января из направленной в правительство последней версии плана мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ Минздрав по настоянию Минэкономразвития и МВД исключил пункт о возможности снятия ограничений на въезд, выезд и проживание на территории России иностранцев c ВИЧ. В отзыве Минэкономразвития говорится, что этот пункт может повлечь «повышение рисков угрозы национальной безопасности государства в части защиты здоровья населения».