В отчете приводится средняя зарплата специалистов фармацевтической отрасли по четырем направлениям: продажи и обучение, маркетинг, маркет-аксесс (доступ препаратов на рынок) и медицинский отдел. Согласно полученным данным, самыми востребованными кандидатами на рынке труда в фармацевтической отрасли остаются специалисты по маркетингу и продажам.
Как отмечают исследователи, в направлении «продажи» на фармацевтическом рынке становится все меньше компетентных кандидатов, в то время как их финансовые ожидания возрастают. «Несмотря на турбулентную рыночную ситуацию, однозначного тренда на сокращение или же активный рост вакансий в сейлз-направлении нет», – сообщили в Hays, отмечая при этом, что очень востребованы руководители службы продвижения (National Sales Manager, Sales Director).
Средняя зарплата таких специалистов с опытом работы от одного до четырех лет составляет 250 тысяч рублей в российской фармацевтической компании и 320 тысяч рублей – в международной. При этом исследователи выделяют существенную разницу между зарплатами представителей российских и международных фармкомпаний.
Территориальные менеджеры по продажам (Area Sales Manager) в Москве и Московской области в среднем получают 160 тысяч рублей в российской и 190 тысяч рублей в международной фармацевтической компании. Средняя зарплата менеджера по распространению (Distribution manager) в этих же регионах достигает 100 тысяч рублей в российской и 130 тысяч рублей в международной фармацевтической компании.
Специалист, занимающийся обучением персонала (Training manager), получает в среднем 130 тысяч рублей как в международных, так и в российских компаниях (данные по Москве и МО). Однако в специализированном бизнесе (фармкомпании, специализирующиеся на производстве лекарств для госпитального сегмента, например, онкология, гематология и т. д.) такой сотрудник в среднем получает 230 тысяч рублей.
Должность начальника отдела обучения (Head of Training Department), средняя зарплата которого также составляет 230 тысяч рублей, в специализированном бизнесе не предусмотрена. Вместо него эти обязанности выполняет специалист по обучению персонала.
По данным исследования, отмечается рост зарплат по направлению «маркетинг». По сравнению с 2015 годом зарплаты здесь выросли в среднем на 10–15%. Так, средняя зарплата менеджера по развитию (Business Development Manager) российской фармацевтической компании составляет 165 тысяч рублей. Тот же специалист в международной компании получает в среднем 200 тысяч рублей.
Особое место, по мнению представителей Hays, занимают специалисты по направлению «маркет-акссес», обеспечивающие доступ препаратов на рынок. «Средняя заработная плата для опытных специалистов составляет 250–300 тысяч рублей рублей в месяц, в некоторых компаниях уровень компенсации самостоятельных market access менеджеров может достигать 400 тысяч рублей в месяц», – отмечают авторы исследования.
Что касается зарплат специалистов медицинского отдела, то за прошедший год заметного роста не произошло. «Значительное увеличение заработных плат пришлось на 2014-2015 годы, составив 30–40% в функции Medical Affairs. В остальных функциях рост зарплат был планомерным и в последние три года составлял 10–12% в год», – отмечают исследователи.
«Несколько крупных слияний и поглощений, которые произошли в течение двух последних лет, высвободили большое количество персонала, но, несмотря на это, кардинально ситуация на рынке труда не изменилась. Он по-прежнему остается кандидатским, где спрос превышает предложение. Это не может не оказывать влияния на ожидания кандидатов и уровень заработных плат в фармацевтическом секторе в целом», – заявила директор практики Life Sciences компании Hays в России Ольга Шамбер.
Ранее аналитики компании Hays в своем исследовании The Hays Global Skills Index – 2015, посвященному анализу рынка труда, выделили основные тенденции развития медицины и фармацевтики в России.
Средние зарплаты работников фармацевтической отрасли по итогам 2015 года (тысяч рублей) | ||||||||||||||
Специальность | Продажи и обучение | Маркетинг | Маркет-Акссес | |||||||||||
Тип компании | российская | международная | международня компания -специализированный бизнес/сегмент | российская | международная | международня компания -специализированный бизнес/сегмент | российская | международная | российская | международная | российская | международная | международня компания -специализированный бизнес/сегмент | международня компания -специализированный бизнес/сегмент |
Должность | Руководитель службы продвижения (National Sales Manager/Sales Director) | Территориальный менеджер по продажам (Area Sales Manager) | Менеджер по распространению (Distribution manager) | Специалист по обучению персонала (Traning Manager) | Менеджер по развитию (Business Development Manager) | Специалист по доступу к рынку (Market Access Manager) | ||||||||
Без учета региона | 100 | 130 | 165 | 200 | 200 | 270 | ||||||||
Москва и МО | 250 | 320 | 330 | 160 | 190 | 200 | 130 | 130 | ||||||
Центральный ФО, исключая Москву и МО | 150 | 170 | 200 | 130 | 110 | |||||||||
Санкт-Петербург | 165 | 200 | 225 | 95 | 130 | |||||||||
Сибирский ФО | 150 | 170 | 200 | 110 | 130 | |||||||||
Уральский ФО | 170 | 200 | 180 | 110 | 130 | |||||||||
Дальневосточный ФО | 150 | 170 | 200 | 110 | 130 | |||||||||
Приволжский ФО | 170 | 200 | 180 | 110 | 130 |