Между тем судебные заседания по делу Топехина неоднократно откладывались – конвой отказывался доставлять Топехина в суд, ссылаясь на отсутствие транспорта, который позволит перевезти лежачего больного, и медработника для сопровождения.
Тем временем делом Топехина заинтересовался Европейский суд по правам человека, который попросил Правительство РФ предоставить информацию о состоянии здоровья арестанта, условиях его содержания под стражей и об объеме предоставляемой ему медпомощи.
Как сообщила адвокат Топехина Светлана Сидоркина Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора», за время пребывания в следственном изоляторе состояние его здоровья резко ухудшилось. «Он был парализован, полностью отнялась нижняя часть тела, самостоятельно передвигаться не может вообще, постоянно находится в лежачем положении». При этом Топехин ставил в известность медицинских работников СИЗО №2 Москвы о том, что у него до задержания была травма позвоночника вследствие ДТП. Однако, по словам Сидоркиной, ни в одном СИЗО Москвы в штате нет медицинских специалистов в области нейрохирургии, равно как нет и специального оборудования для проведения исследований в области нейрохирургии, поэтому просьбы арестованного остались без внимания.
По информации «Открытого информагентства», в середине января 2014 года Тверской районный суд Москвы на выездном заседании рассмотрел уголовное дело Владимира Топехина, признал его виновным в мошенничестве и приговорил к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. 20 февраля 2014 года Московский городской суд, рассмотрев апелляционную жалобу, снизил срок наказания Топехину до четырех лет лишения свободы. Осужденный был направлен в ИК №1 в Костромской области. Администрация учреждения заявила, что Топехина следует немедленно освободить на основании результатов медицинского освидетельствования врачебной комиссии для должного лечения. Данное заявление администрация ИК №1 направила в районный суд.
Выводы комиссии колонии совпали с результатами медицинского заключения специалистов ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы», подготовленного по ходатайству стороны защиты. «В заключении специалистов также указано, что нарушение функций тазовых органов, в частности, мочевого пузыря и прямой кишки, может явиться причиной возникновения тяжелейшего осложнения для «спинальных больных» – уросепсиса, который, в свою очередь, в подавляющем большинстве случаев является летальным», – пояснила Сидоркина.
21 мая суд обязал ИК №1 подготовить еще ряд документов: о том, что колония не может оказывать необходимую помощь парализованному осужденному, и о том, что такая помощь ему не может быть оказана в других колониях России, а Департамент здравоохранения не сможет оказывать ему необходимую помощь на договорной основе. Если будет собран необходимый набор документов, осужденный отправится на лечение в то медучреждение, которое сможет оказать ему квалифицированную помощь. От родственников и от такого медучреждения потребуются соответствующие гарантии.