Минздрав РФ в рамках информатизации здравоохранения создает Федеральный центр для обработки данных (ФЦОД). Во ФЦОД планируется размещать федеральные прикладные компоненты единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) – сервисы «Интегрированная электронная медицинская карта», «Электронная регистратура», а также систему управленческого учета административно-хозяйственной деятельности медорганизаций и реестр нормативно-справочной информации.
Данный проект неоднократно критиковался разными экспертами, включая членов Совета Федерации. В частности, он удостоился нелестных высказываний по следующей причине: чтобы заполнить ФЦОД медицинскими данными россиян, у каждого гражданина согласно ФЗ «О персональных данных» необходимо получить письменное разрешение на обработку данных. А на это, по словам сенатора Руслана Гаттарова, уйдет не менее трех лет, в то время как завершить создание ФЦОД нужно до конца этого года.
По словам Романа Ивакина, в тексте ФЗ «О персональных данных» есть такая важная оговорка, как «если иное не предусмотрено в других федеральных законах». «А для отечественного здравоохранения основополагающий закон – это закон «Об основах охраны здоровья граждан», где прописано, что мы можем в определенных условиях не спрашивать разрешения у гражданина на обработку данных, составляющих его медицинскую тайну. В том числе речь идет об обработке такой информации в информационных системах», – отметил он.
Таким образом, намекает Ивакин, Минздраву будет вовсе не обязательно брать у россиян разрешение на использование их медицинских данных. Кроме того, утверждает Ивакин, в законе «Об основах охраны здоровья граждан» есть статья, где сказано, что Минздрав является оператором федеральных информационных систем и может передавать эту функцию другой организации.
В случае с ФЦОДом другой организацией стала компания МТС, которая выиграла тендер на создание центров обработки данных. Тендер предусматривает аренду технических мощностей основного и резервного центров обработки данных, аренду каналов передачи данных между ними и медицинскими учреждениями страны. МТС стала победителем аукциона, понизив стоимость работ в три раза: с 1,7 млрд рублей до 560 млн рублей.
Роман Ивакин также сообщил, что конкурс по созданию единого программного обеспечения для «Скорой помощи» выиграл Ростелеком, который снизил стартовую цену в 10 раз – до 92,8 млн рублей. «В общей сложности в настоящее время торги были проведены на 3,3 млрд рублей. При этом общая экономия составила более 2 млрд рублей», – уточнил Ивакин.
По его мнению, компании сбивают цены не в последнюю очередь из-за имиджевой составляющей. «Их интересуют принципиально новые проекты, новые перспективные ниши для развития. А наш проект как раз такой, это принципиально новое направление в развитии рынка телекоммуникаций», – заявил он.
Ивакин отметил, что источником финансирования информатизации здравоохранения стал ФФОМС. «Чтобы получить эти средства из ФФОМС предусмотрена целая процедура. Первоначально они поступают на счета Минфина. И только после того, как Минздрав получает согласование объема работ от Минсвязи и представляет результат этих согласований, Минфин перечисляет деньги на счет Минздрава для проведения аукционов», – уточнил чиновник.
Для того чтобы обезопасить себя от недобросовестных исполнителей, ведомство использует поэтапную оплату всех работ. Исполнитель сдает работу в несколько приемов, и только после «защиты» каждого такого раздела получает за него «вознаграждение». «Причем, первый транш не может составлять более 10-20% общей стоимости работ». Мы прекрасно понимаем, что если люди не сделали первый этап работ, то дальше они тоже не смогут двинуться. Если какой-то этап не выполнен, то мы рискуем относительно небольшой суммой. Что, в свою очередь, тоже не означает убытки, так как начинают «капать» штрафы. Требования очень жесткие, и санкции зависят от срока задержки выполнения заказа. Нами установлены штрафы от 1% до 1,5% от суммы госконтракта в день в случае неисполнения обязательств. То есть, если компания 100 дней не работает, вся сумма контракта возвращается в бюджет», – объяснил Ивакин.
Он добавил, что самая сложная задача в информатизации здравоохранения – это создание электронной медицинской карты пациента. Сложная она, во-первых, потому, что ее выполнение требует значительного времени. Учитывая, что по статистике за год лечебные учреждения посещает не более 25% застрахованных в ОМС граждан, ведомство надеется, что через 4-5 лет сможет заполнить электронные карты на большинство граждан России.